Требования
к организации речевого уголка в
группе детского сада
От уровня речи
зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее
интеллектуальное развитие, поэтому в современном дошкольном образовании речь
рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Развивающая
среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие. Рассмотрим
один из центров развивающей среды – речевой уголок. Это специально оборудованное
пространство для занятий и игр
поодиночке или небольшими группами.
Цель речевого уголка: способствовать созданию оптимальных
условий для организации предметно-развивающей среды в группе для
совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.
Задачи:
1. Формирование фонематического слуха.
2. Развитие артикуляционной моторики.
3. Закрепление навыков правильного
звукопроизношения.
4. Закрепление навыков, полученных на
занятиях.
5. Активизация словаря, обобщающих понятий и
лексико-грамматических категорий.
6. Развитие связной речи.
7. Развитие мелкой моторики.
В его
оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, стол, стул,
игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность
и речевое общение детей.
При подборе
составляющих речевого уголка необходимо учитывать:
·
соответствие индивидуальным и возрастным особенностям
детей;
·
речевой
уголок должен быть размещён рядом с книжным уголком;
·
важно,
чтобы речевой уголок был эстетично оформлен и комфортен для детей. Так же
необходимо научить детей поддерживать порядок и воспитывать бережное отношение
к материалам и оборудованию содержащемуся в уголке.
·
игровой
материал должен быть доступным для ребёнка;
·
неотъемлемый
атрибут речевого уголка – «одушевлённый персонаж» - обычная
кукла, би-ба-бо, марионетка. Такая игрушка должна быть многофункциональной: она
может двигаться с помощь. Взрослого или ребёнка, выполнять артикуляционную
гимнастику, преподносить неожиданные сюрпризы и многое другое. Её способности
вызовут у детей живой интерес, побудят к речевой активности.
·
не
следует перегружать речевой уголок оборудованием.
В основу
речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на
развитие:
|
Артикуляционной
моторики
|
Предметные
картинки-опоры; артикуляционные уклады, схемы; артикуляционная гимнастика на
определённый звук в альбомах; артикуляционная гимнастика в стихах и
картинках; ватные диски и палочки.
|
|
Развитие
дыхания
|
Разноцветные
шарики, султанчики, пёрышки, вертушки, снежинки, колокольчики из фольги и
т.д.
|
|
Развитие
мелкой моторики
|
Сухой
бассейн, шарики Су-джок, мячики, прищепки, бусы, трафареты, пальчиковые игры,
составные буквы и т.д.
|
|
Звукоподражание
|
Шумовые
инструменты, детские музыкальные инструменты, картинки-звукоподражания,
звуковые и звукобуквенные схемы, звуковые дорожки, лесенки, улитки, альбомы
по звуковой культуре слова.
|
|
Автоматизация
звуков
|
Мелкие
игрушки, предметные и сюжетные
картинки, альбомы для автоматизации звуков, схема характеристики
звуков, схема слова, стихи, потешки, скороговорки, чистоговорки, схема слова.
|
|
Лексики и грамматика
|
Предметные
картинки по лексическим темам.
|
|
Развитие
связной речи
|
Серии
сюжетных картинок, всевозможные виды театров, библиотека детских книг, схемы
по обучению рассказыванию.
|
|
Подготовка
к обучению грамоте
|
Магнитная
доска, наборы цветных магнитов, магнитных букв, слоговые и словесные таблицы
и кубики для чтения, предметные картинки, кассы букв и слогов.
|
Содержание
речевого уголка определяется не случайно, а в строгом соответствии с
программой, физиологическими и
психологическими особенностями формирования речи детей.
Подбор игрового
и речевого материала осуществляется учителем-логопедом и воспитателем
совместно.
Требования
к содержанию речевых уголков в возрастных группах
|
Младшая
группа
|
-
Уголок книги: 5 – 6 наименований по 2 – 5 экземпляров, т.к. детям этого
возраста свойственна подражательность, книжки-ширмы. Всё подбирается с учётом
возраста детей: , песенки, народные сказки о животных, потешки, произведения
русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов.
-
Альбомы или иллюстрации по темам «Игрушки», «Семья», «Транспорт», «Домашние
животные»», «Одежда», «Посуда», «Мебель»,
-
Картинки с простыми сюжетами и действиями.
-
Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи,
связной речи.
-
Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что
лишнее?», «Назови одним словом».
-
Игры по типу «Найди пару», «Найди отличия».
-
Игрушки-телефоны.
-
Игры с предметными картинками по типу «Что изменилось?».
-
Картинки с простым сюжетом для составления рассказов.
-
Подборка загадок, песенок, потешек, стихов.
-
Трафареты, шаблоны.
-
Игры для развития ручной ловкости.
-
Картотека речевых игр.
-
Открытки о родном городе.
|
|
Средняя
группа
|
-
Уголок книги: 5 – 6 наименований, для оформления можно использовать эстампы
на тему русских народных сказок. Один раз в квартал необходимо оформлять
тематические выставки «Сказки». «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и
др.
-
Альбомы дополняются темами о Российская Армии, труде взрослых, диких животных, цветах, овощах,
фруктах, по временам года.
-
Открытки для рассматривания.
-
Портреты писателей в соответствии с программой.
- Дидактические игры на группировку,
классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».
-
Игры - небылицы «Чего на свете не бывает?», «Кто как кричит?»
-
Игры по типу «Найди пару», «Найди отличия», «Что изменилось?»
-
Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи,
связной речи.
-
Игрушки-телефоны, занимательные головоломки.
-
Подборка загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.
-
Трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму.
-
Игры для развития ручной ловкости.
-
Картотека словесных речевых игр.
-
Открытки о родном городе, крае.
-
Предметы быта и старины.
|
|
Старшая
группа
|
-
Уголок книги: 7 – 8 книг различной тематики и жанров (можно использовать
книги одного наименования, но иллюстрированных разными авторами). Один раз в
квартал необходимо оформлять тематические выставки с рисунками детей на
заданную тему.
-
Портреты писателей в соответствии с программой.
-
Альбомы или иллюстрации дополняются темами оРодине, о технике.
-
Портреты художников-иллюстраторов.
-
Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи,
связной речи, по подготовке к обучению грамоте.
-
Игры – небылицы, игры – картинки по типу «Назови отличия».
-
Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «разложи по порядку и составь
рассказ».
-
Азбука букв различной фактуры.
-
Альбомы загадок, скороговорок,
чистоговорок, стихов.
-
Трафареты, перфокарты, шаблоны для подготовки руки к письму.
-
Игры для развития ручной ловкости.
-
Картотека словесных речевых игр.
-
Коллекции марок, значков, календариков, этикеток.
-
Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, проволочки,
пластилин, камушки, шнурки и т.д.)
-
Заготовки для штриховки, кодирования, трафареты, шаблоны для подготовки руки
к письму.
-
Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые и слоговые схемы,
разноцветные магниты.
-
Иллюстрации о памятниках и музеях.
-
Карта России и родного края.
|
|
Подготовительная
к школе группа
|
-
Наличие библиотеки с разделами: о природе, о животных или по авторам.
Выставляются 10-12 книг, различных по жанру и тематике. Оформляются тематические выставки с рисунками детей.
-
Альбомы или материал о творчестве и жизни писателей.
-
Альбомы загадок, скороговорок, стихов.
-
Заготовки для штриховки, кодирования, трафареты, перфокарты для подготовки
руки к письму, игры для развития ручной ловкости.
-
Картотека словесных речевых игр.
-
Коллекции марок, значков, календариков, этикеток.
-
Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, проволочки,
пластилин, камушки, шнурки и т.д.)
-
Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые и слоговые схемы, разноцветные
магниты, азбука букв разной фактуры.
-
Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи,
по подготовке к обучению грамоте.
-
Игры – небылицы «Что перепутал художник?», игры – картинки по типу «Найди
отличия».
-
Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «разложи по порядку и составь
рассказ».
-
Альбомы или книжки-самоделки с сочинёнными детьми сюжетами и нарисованными
иллюстрациями.
-
Уголок «Читаем сами», детские журналы и книги с крупным шрифтом, книги с
развивающими заданиями.
|