НЕЙРОКОРРЕКЦИЯ

3

Содержаниерабочейпрограммы
1. Пояснительнаязаписка
Нормативныедокументыиметодическиерекомендации Цели
и задачи программы
Планируемыерезультаты
2. Содержаниекоррекционно-развивающейпрограммы
3. Календарно-тематическоепланированиекоррекционнойработы
4. Методическиепособия

4

1. Пояснительнаязаписка
Инклюзивная образовательная среда характеризуется системой ценностногоотношениякобучению,воспитаниюиличностномуразвитиюдетейсограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), совокупностью ресурсов
(средств, внутренних и внешних условий) их жизнедеятельности в ДОУ и
направленностью
на
индивидуальные
образовательные
стратегии
воспитанников. Федеральный государственный образовательный стандарт
служитреализацииправакаждогоребёнканаобразование,соответствующееего
потребностям и возможностям, вне зависимости от тяжести нарушения психофизического развития, способности к усвоению базового уровня образования.
ПолучениедетьмисОВЗобразованияявляетсяоднимизосновныхинеотъемлемыхусловийихуспешнойсоциализации,обеспеченияихполноценногоучастия
вжизни общества, эффективной самореализациив различныхвидахпрофессиональной и социальной деятельности.
Детис тяжёлыминарушениямиречи(далее –ТНР)–этоособаякатегория
детей с отклонениями в развитии, у которых первично не нарушен интеллект,
сохранен слух, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление и развитие психики. Дефекты могут затрагивать различные компоненты
речи, например, снижение внятности речи, другие – затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются в дефектах звукопроизношения, недостаточном овладении звуковым составом слова, который влечёт за собой нарушение
чтения и письма в будущем. Другие дефекты представляют коммуникативные
нарушения, которые сказываются в будущем на обучении ребёнка в массовой
школе. Сложные речевые нарушения охватывают все стороны речи и приводят
к общемунедоразвитию.
Исследованиезрительноговосприятияпозволяетсделатьвыводыотом,что у
детей с речевой патологией данная психическая функция отстаёт в своём развитииотнормыихарактеризуетсянедостаточнойсформированностьцелостного
образа предмета. Исследования показывают, что простое зрительное узнавание
реальных объектов и их изображений не отличается у этих детей от нормы. Затруднения наблюдаются при усложнении заданий (узнавание предметов в условияхналожения,зашумления).Детисобщимнедоразвитиемречивоспринимают
образ предмета в усложнённых условияхс определёнными трудностями: увеличиваетсявремяпринятиярешения,детинеуверенывправильностисвоих,отмечаются ошибки опознания.
Исследованияпроблемыориентировкивпространствеэтойкатегориидетей
установили, что дети затрудняются дифференцировать понятия «справа» и
«слева»,атакженаблюдаютсятрудностиориентировкивсобственномтеле.
Пространственныенарушенияпроявляютсяипририсовании,иприписьме.
Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. С трудом сосредотачивают
внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении
задач.
5

Объемзрительнойпамятидетейсобщимнедоразвитиемречи(далее–ОНР)
практически не отличается от нормы. Исключение касается возможности продуктивногозапоминаниясериигеометрическихфигурдетьмисдизартрией.
Это
связано с выраженными нарушениями восприятия формы, слабостью пространственных представлений. С понижением уровня речевого развития понижается
уровень слуховой памяти.
Дети с недоразвитием речи имеют ряд особенностей мышления. У них обнаруживаетсянедостаточныйобъемсведенийобокружающеммире,освойствах и
функциях предметов, возникают трудности в установлении предметно-следственных связей. Проблемную ситуацию оценивают поверхностно.
Им характерны недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость воображения.
У детей с тяжёлыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в
эмоционально-волевойсфере.Детямприсущинестойкостьинтересов,пониженнаянаблюдательность,сниженнаямотивация,негативизм,неуверенностьвсебе,
повышеннаяраздражительность,агрессивность,обидчивость,трудностивобщениисокружающими,вналаживанииконтактовсосвоимисверстниками.Удетей
с
тяжёлыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.
Коррекционно-развивающаяпрограмманаправленанавыявлениеособыхобразовательныхпотребностейобучающихсясТНР,обусловленныхнедостатками в
их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально
ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся данной категории с учётом особенностей психофизического развития и их индивидуальныхвозможностей детей;возможность освоения обучающимися программы общего образования и их интеграции в образовательном учреждении,обществе.
Нормативныедокументыиметодическиерекомендации
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 13.07.2015 сизм. и доп., вступ. в силус24.07.2015);
- приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении Федеральногогосударственногостандартаначальногообщегообразования»(сизм. и
доп., вступ. в силу с 6 октября 2009 г. № 373);
- Нормативно-методические документы Минобрнауки России и ДепартаментаобразованияинаукигородаМосквы,
другиенормативно-правовыеактыв
области образования.
Целиизадачипрограммы
Цельпрограммы–созданиеусловийпсихолого-педагогическогосопровожденияпроцессаосвоения учебнойпрограммыобучающимисясТНРс учётомих
особых образовательных потребностей на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.

6

Задачи:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР), обусловленныхособенностями физического и психического развития;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогическойпомощидетямсограниченнымивозможностямиздоровьясучётомособенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся;
- разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация
индивидуальныхигрупповыхзанятийдлядетейсучётоминдивидуальныхитипологическихособенностей психофизического развития и индивидуальныхвозможностей обучающихся;
- реализациясистемымероприятийпосоциальнойадаптациидетейсТНР;
- оказаниеродителям(законнымпредставителям)детейданнойкатегории
консультативной и методической помощи.
Основныепринципыпсихолого-педагогическогосопровождения
Принцип приоритетности интересов воспитанника определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому ребенку
помощь в развитии с учётом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принципсистемности
обеспечиваетединствовсехэлементовкоррекционно-воспитательнойработы:целиизадач,направленийосуществленияисодержания, форм, методов и приёмов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения воспитанника с учётом изменений в их
личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ
коррекционнойработысдетьмисучётомихособыхобразовательныхпотребно- стей
и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств,
обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и
медицинскогоблокавдеятельностипокомплексномурешениюзадачкоррекционно-воспитательной работы.
Принципсотрудничествассемьёйоснованнапризнаниисемьикакважногоучастникакоррекционнойработы,оказывающегосущественноевлияниена
процесс развития ребёнка и успешность его интеграции в общество.
Планируемыерезультаты
В результате освоения коррекционно-развивающей программы детьми
достигаются: сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимыхдлярешенияпрактико-ориентированныхзадачиобеспечивающихстановление социальных отношений в различных средах.

7

Достигаются результаты в количественных и качественных показателей
свойств личности ребёнка:
- развитиесаморегуляцииипроизвольностиповедения;
- развитиекоммуникативныхнавыков:умениеобщатьсяивыстраивать
совместную деятельность с другими;
- дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;
- осмыслениесвоегосоциальногоокруженияиосвоениесоответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей;
- мотивациякдеятельности;
- адекватноеотношениексебеидругим;
- развитаярефлексия;
- эмоциональнаяустойчивость;
- снижениеколичестватрудностейприосвоенииобщеобразовательной
программы;
- развитиесоциальныхнавыков:
 уверенногоповедения;
 навыковсовместной(коллективной)деятельности;
 выборадекватныхспособоврешенияконфликтаисамостоятельное
решение конфликтных ситуаций;
 самоподдержка;
 адекватнаяоценкисобственныхвозможностейиспособностей.
2. Содержаниекоррекционно-развивающейпрограммы
Коррекционно-развивающая программа реализуется с 3-го года жизни по
8-ой год жтзни. Групповые занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут –
старший дошкольный возраст; младший дошкольный возраст – 1 раз в неделю
по 10-20 минут.
Основныминаправлениямикоррекционно-развивающейработыявляются:
1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья детей сТНРс цельюсоздания благоприятныхусловий
для овладения ими образовательной программы.
Проведениедиагностическойработыпредполагаетосуществление:
Психолого-педагогического обследования с целью выявления их
особых образовательных потребностей:
- развитияпознавательнойсферы,специфическихтрудностейвовладении образовательной программой и потенциальных возможностей;
- развитияэмоционально-волевойсферыиличностныхособенно- стей
детей;
- определение социальной ситуации развития и условий семейного
воспитания ребенка.
Мониторинга динамикиразвития воспитанников,ихуспешностив
освоении образовательной программы;
анализарезультатовобследованиясцельюкорректировкикоррекционно-развивающей программы.

8

Впроцессе диагностической работы используются следующие формы и
методы работы:
- сборсведенийоребёнкеупедагогов,родителей(беседы,анкетирование, интервьюирование);
- наблюдениезаученикамивовремярежимныхмоментов;
- беседысдетьми,педагогамииродителями;
- изучениеработребёнка(рисунки,поделкиит.п.)идр.;
- оформлениедокументации.
2. Коррекционно-развивающая работаобеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию детей, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими образовательнойпрограммы.
Коррекционно-развивающаяработавключает:
- разработку оптимальных для развития детей с ТНР групповых
психокоррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в
соответствии с их особыми образовательными потребностями;
- организацию и проведение групповых занятий по психокоррекции,
необходимых для преодоления нарушений развития воспитанников;
- развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения;
Впроцессекоррекционно-развивающейработыиспользуютсяследующие
формы и методы работы:
- занятиягрупповые;
- игры,упражнения,этюды;
- психокоррекционныеметодики;
- кизенеологическиеупражнения.
3. Консультативная работаобеспечивает непрерывность специального
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по
вопросам реализации дифференцированныхпсихолого-педагогических условий
обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации детей.
В процессе консультативной работы используются следующие формы и
методы работы: беседа, семинар, лекция, консультация, анкетирование педагогов, родителей, разработка методических материалов и рекомендаций педагогу,
родителям.
4. Информационно-просветительская работапредполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам,связаннымсособенностямиосуществленияпроцессаобученияивоспитания учащихся с ТНР, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др.
Формыорганизациизанятий
Методикапредусматриваетпроведениезанятийвразличныхформах: групповой,
подгрупповой, индивидуальной.
Методы,используемыеназанятиях:
- методынейропсихологическойкоррекции;
- методыэрготерапии;
- игровыеметоды;
9

- кинезеологическиеупражнения;
- дыхательныеупражнение;
- релаксационныеупражнения.
2. Структуракоррекционно-развивающихзанятий:
Каждоезанятиесостоитизнесколькихпоследовательныхчастей.
1 часть.Вводная.Организационныймомент,настраивающийнаработу.
Игрыиупражнениянаразвитиепроизвольностипсихическихпроцессов.
2 часть. Основная. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы,
учебной мотивации, пространственно-временной ориентации, двигательной координации. Происходит формирование умения последовательного анализа и
наблюдения; развитие навыков самостоятельного мышления, постановки целии
планомерного выполнения задания. В основную часть обязательно включаются
релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения,
усталости и активизирующие мыслительную деятельность.
3 часть. Заключительная. Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной самооценки. Рефлексия занятия, подведение итогов работы.
Заданияпрограммыспланированыотнаиболеепростыхдоболеесложных в
соответствии с уровнем усвоения ребёнком тематического материала. Приведённый перечень тем носит условный характер, так как структура занятия
направлена на развитие и коррекцию психических процессов ребёнка в комплексе и может корректироваться в зависимости от темпа усвоения ребёнком
программы, его эмоционального состояния, уровня активности и пр.
3. Календарно-тематическоепланированиекоррекционной
Заданияпрограммыспланированыотнаиболеепростыхдоболеесложных в
соответствии с уровнем усвоения ребёнком тематического материала. Приведённый перечень тем носит условный характер, так как структура занятия
направлена на развитие и коррекцию психических процессов ребёнка в комплексе и может корректироваться в зависимости от темпа усвоения ребёнком
программы, его эмоционального состояния, уровня активности и пр.
Впроцессепланированиязанятийбылисоблюденыследующиепринципы:
- принциппоследовательности,предусматривающийпостепенноеусложнение занятий;
- принципдоступностизаданий;
- принципсистематичностизанятий,предусматривающийопределённую
частоту занятий; желательно не менее двух раз в неделю;
- принципзакрепленияусвоенногоматериаловспривлечениемродителей.
Содержаниепрограммыварьируетсяидифференцируетсясучётоминдивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей с ТНР.

10

№
Тема
п/п
1. Коррекцияиразвитиеэмоционально-волевойсферыикомпонентов личности

Кол-во
часов
4

Диагностическоеобследованиедетей
Развитиеучебно-познавательноймотивации.
Формирование
познавательной активности.
4. Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и компонентовличности.Формированиекоммуникативнойкомпетентности
5. Коррекцияиразвитиепространственно-временныхпредставлений
Общееколичествозанятий

4
27

2.
3.

11

26

7
68

Перспективноепланированиекоррекционно-развивающейработы
№
занятия
1
1.

2.

3.

Цель

Задачи

Содержание

2
3
4
Знакомство.
Помощь в адаптации. Снятие Упражнение «Знакомство».
Адаптация
к психоэмоционального напря- Игра«Слушайвнимательно».
условиямзанятий жения.
Упражнение «Нарисуй имя».
Упражнение«Ласковоеимя».
Упражнение «Говори».
Упражнение«Лучикисолнышка».
Кинезеологические упражнения.
Дыхательные упражнения.
Релаксация.
Коррекцияираз- Формирование
устойчивой Упражнение-приветствие «Хоровитие
эмоцио- учебной мотивации на фоне шее настроение».
нально-волевой
позитивной «Я – концеп-ции», Игра«Говори».
Упражнение«Украсьсвоёимя».
сферы и компоустойчивой самооценки
Упражнение«Найдисвоюполонентовличности.
винку».
Упражнение«Чтоялюблюделать».
Игра«Волшебныйстул».
Упражнение«Соннаберегуморя».
Приёмы танцевально-двигательной терапии.
Кинезеологическиеупражнения.
Дыхательные упражнения.
Релаксация.
Адаптация
Формирование регулятивных Упражнение-приветствие «ХороКоррекцияираз- УУД, развитие произвольной шее настроение».
витие эмоциорегуляции поведения, преду- Игра«Эхо».
нально-волевой
преждениеиснижениетревож- Упражнение«Горасплеч».
сферы и компоности и страхов, повышение Беседа «Настроение».
Упражнение«Камень-верёвка».
нентовличности. уверенности в себе.
Упражнение «Домик».
Игра«Скала. Ясправлюсь».
Упражнение
«Психологический
портрет».
Упражнение«Соннаберегуморя».
Приёмы танцевально-двигательной терапии.
Кинезеологическиеупражнения.
Дыхательные упражнения.
Релаксация.

12

1
4.

2
Адаптация
Коррекцияиразвитие эмоционально-волевой
сферы и компонентовличности.

3
Помощь в осознании и принятии правил жизни и себя в
роли
воспитанника
ДОУ,
активизация познавательной
активности детей, формирование положительной мотивации.

5.

Диагностика
уровняразвития.
Диагностика
уровняразвития.

Изучениеактуальногоуровня
развития.
Изучениеактуальногоуровня
развития.

7.

Коррекцияиразвитие эмоционально-волевой
сферы и компонентовличности.

Снижение уровня личностной
тревожности. Формирование
осознания собственных эмоций.
Снятиеэмоциональногонапряжения.

8.

Развитие
пространственновременной ориентировки.
Содействие формированию произвольности
и
саморегуляции
поведения.

Обогащение
практического,
чувственного опыта детей;
формирование умения определять
пространственные
направления правое левое,
направо-налево,справа-слевав
различных ситуациях, опираясьнасхемусобственноготела

6.

13

4
Упражнение-приветствие «Хорошее настроение».
Игра«закончислово».
Упражнение «Зато».
Упражнение«Узорыиволшебные
лесенки».
Игра«Листопад».
Упражнение
«Психологический
портрет».
Упражнение«Соннаберегуморя».
Приёмы танцевально-двигательной терапии.
Кинезеологическиеупражнения.
Дыхательные упражнения.
Релаксация.
Комплекс психологических методик, предложенный Мамайчук
И.И., а также комплекты Забрамной С.Д., Боровик О.В. и СтребелевойЕ.А.Проективные методики
«Картачувств»,«Лесенка»,«Рисунок семьи»
Игра «Путешествие на облаке».
Упражнение
«Эмоциональный
словарь».
Беседа о хорошем и плохом
настроении».
Рисунок хорошего и плохого
настроения.
Упражнение«Соннаберегуморя».
Приёмы танцевально-двигательной терапии.
Кинезеологическиеупражнения.
Дыхательные упражнения.
Релаксация.
Кинезиологическое
упражнение
«Колечко».
Игра
«Куда
пойдёшь,
что
найдёшь».
Игра «Что изменилось?».
Упражнение«Художники».
Упражнение«Ктоправильноназовёт»
Упражнение«Разложиигрушки».
Самомассаж.
Дыхательныеупражнения.
Релаксация.

1
9.

2
Коррекцияиразвитие
эмоционально-волевой
сферы и компонентовличности.

3
Что изучает психология? Осознание своей индивидуальности.

10.

Развитие
пространственновременной ориентировки.
Содействие формированию произвольностии
саморегуляции
поведения.
Коррекцияиразвитие эмоционально-волевой
сферы и компонентовличности.

Закрепление знания о месте
расположения частей лица,
умение ориентироваться на
собственномтеле.Формирование представлений о сторонах
тела (правая, левая).

12.

Развитие
пространственновременной ориентировки.
Содействие формированию произвольности
и
саморегуляции
поведения.

Развитие
пространственных
представлений; ориентировка
относительно сторон «право»,
«лево», «вверх», «вниз». Развитие навыка ориентировки в
пространстве,
закрепление
навыка работы по схеме, закреплениеориентировкивсторонах лево, право.

13.

Коррекцияиразвитие эмоционально-волевой
сферы и компонентовличности.

Внешний облик человека. Его
особенности и манеры поведения.
Чертыхарактера.

11.

Развитиепроизвольностии самоконтроля, внимания и воображения.
Снятие психоэмоционального
напряжения, развитие эмоционально-выразительных движений.

14

4
Упражнение«Хорошеенастроение».
Упражнение«Здравствуй,песок!».
3.Дыхательное
упражнение
«Звуки».
Игра «Весёлая зарядка».
Рисованиенатему«Яишкола».
Релаксация «Летняя ночь».
Приёмы танцевально-двигательной терапии.
Релаксация.
Кинезиологическое
упражнение
«Колечко».
Дидактические
упражнения
«Лицо»,«Найдипару».
Упражнение«Раскрасьвсе,что
ниже, выше, правее, левее»
Игра «Танграм».
Самомассаж.
Релаксация.
«Мозговаягимнастика».
Дыхательные упражнения.
Упражнение«Прогулкавлес».
Упражнение«Каменьипутник».
Игра «Будь внимателен!».
Упражнение«Ктосильнеекричит».
Приёмы танцевально-двигательной терапии.
Релаксация.
Кинезиологическое
упражнение
«Ухо-нос».
Дидактическоеупражнение«Фигуры высшего пилотажа».
Упражнение по рисунку-схеме
комнаты.
Упражнение«Найдипоадресу».
Упражнение «Нарисуй узор».
ИграТанграм.
Самомассаж.
Дыхательныеупражнения.
Релаксация.
Релаксация «Планета».
Когнитивноеупражнение«Послушать тишину».
Игра«Снежныйком».
Рисованиенатему«Ясчастлив,я
доволен».
Приёмы танцевально-двигательной терапии.
Самомассаж.
Релаксация«Ковёр-самолёт».

1
14.

2
Развитие
пространственновременной ориентировки.
Содействие формированию произвольности
и
саморегуляции
поведения.

3
Закреплениеориентировки
«лево-право» на листе бумаги.
Формированиепространственных представлений посредством графических диктантов.

15.

Коррекцияиразвитие эмоционально-волевой
сферы и компонентовличности.

Знакомство со структурой человеческих потребностей. Основныеотличиямеждупотребностями и желаниями.

16.

Развитие
пространственновременной ориентировки.
Содействие формированию произвольности
и
саморегуляции
поведения.

Формированиепространственных представлений, закрепление навыка ориентировки в
пространстве
относительно
верха,низалиста,сторонлево,
право;развитиеслуховоговнимания. Развитие пространственного анализа и синтеза.

17.

Коррекцияираз- Введение понятия «Дружба».
витие эмоцио- Роль и место друзей в нашей
нально-волевой
жизни.
сферы и компонентовличности.
Формирование
коммуникативной компетентности.

15

4
Кинезиологическое
упражнение
«Ухо-нос».
Дидактическоеупражнение«Впоисках клада».
Упражнение «Новоселье».
Упражнение«Найдипуть».
Игра «Найди клад».
ИграТанграм.
«Мозговаягимнастика».
Дыхательныеупражнения.
Самомассаж.
Сказка «Сундукцаря».
Методика«Ценностныеориентации».
Упражнениенарасслабление«Песочный дождик».
Приёмы танцевально-двигательной терапии.
«Мозговаягимнастика».
Дыхательныеупражнения.
Самомассаж.
Кинезиологическое
упражнение
«Кольцо,цепочка».
Самомассаж.
Дидактическоеупражнение«Динозаврик».
УпражнениескубикамиНикитина.
Упражнение «Найди правую и левую варежки, правый и левый ботинок».
ИграТанграм.
Дыхательныеупражнения.
Релаксация.
Упражнение«Ответить–неответить».
Сказкаомальчике,которыйне умел
играть.
Рисование на тему «Мой друг».
Когнитивноеупражнение«Послушать тишину».
Приёмы танцевально-двигательной терапии.
Дыхательныеупражнения.
Релаксация.

1
18.

2
Развитие
пространственновременной ориентировки.
Содействие формированию произвольности
и
саморегуляции
поведения.

19.

Коррекцияиразвитие эмоционально-волевой
сферы и компонентовличности.
Формирование
коммуникативной компетентности.
Развитие
пространственновременной ориентировки.
Содействие формированию произвольности
и
саморегуляции
поведения.

20.

3
Формированиеквазипространственных
представлений.
Овладение числовым рядом.
Закрепление числового ряда.
Закрепление числового ряда.

4
Кинезиологическое
упражнение
«Замок».
Дидактическоеупражнение«Магазин».
Игра«Горячо–холодно».
Упражнение«Разложипогруппам».
Упражнение«Назовисамыенепохожие фигуры».
Самомассаж.
Дыхательныеупражнения.
Релаксация.
Роль семьи в жизни человека. Релаксация «Кораблик».
Взаимопонимание между чле- Упражнение«Раздумье».
Когнитивноеупражнение«Чаша
нами семьи.
доброты».
Общениесовзрослыми.
Рисованиенатему«Моясемья».
Упражнение «Я не знал».

Научить и закрепить умение
ориентироваться во времени
суток, введениепонятий
«раньше»,«позже».

21.

Развитиеучебнопознавательной
мотивации.Формирование познавательнойактивности.

Развитие
межполушарного
взаимодействия, речи.
Формирование умения ориентироватьсянаплоскости,работать по схеме.
Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.
Снижение
эмоциональной
напряжённости.

22.

Коррекцияираз- Введение понятия «характер».
витие эмоцио- Положительные и отрицательнально-волевой
ные стороны характера.
сферы и компонентовличности.
Формирование
коммуникативной компетентности.
16

Кинезиологическое
упражнение
«Замок».
Дидактическоеупражнение«Распорядок дня».
Игра«Когдаэтобывает?».
Упражнение «Разложи по порядку».
Самомассаж.
Дыхательныеупражнения.
Релаксация.
Кинезиологическое
упражнение
«Колечко».
Составлениеузоровна«Математическом планшете».
Игра «Хлопнивладоши».
Игра«Способыпримененияпредмета».
Игровыеупражнениястаблицей
Шульте.
Упражнение «Две минуты отдыха».
Самомассаж.
Дыхательныеупражнения.
Упражнение «Паровозик имён».
Сказка о чудесной сказочной
стране Имён.
Игра«Паутинка имён».
Рисованиенатему:«Моёимя».
Дыхательноеупражнение«Песочный ветер».
Релаксация«Летняяночь».

1
23.

24.

25.

26.

2
Развитиеучебнопознавательной
мотивации.Формирование познавательнойактивности.

3
Развитие
межполушарного
взаимодействия, речи.
Формирование умения ориентироватьсянаплоскости,работать по схеме.
Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.
Снижение
эмоциональной
напряжённости.
Обучение способности концентрироватьвнимание;уметь
сосредоточиваться назрительной информации.
Коррекцияираз- Развитиепроизвольности и савитие эмоцио- моконтроля,внимания,наблюнально-волевой
дательностии
воображения,
сферы и компоэмоционально-выразительных
нентовличности. движений.
Формирование
Развитиеисовершенствование
коммуникативкоммуникативных
навыков.
ной компетент- Снятиестрахазакрытогопроности.
странства, темноты, состояния
тревожности.
Развитиеучебно- Развитие
межполушарного
познавательной
взаимодействия, речи.
мотивации.Фор- Формирование умения ориенмирование по- тироватьсянаплоскости,рабознавательнойак- тать по схеме.
Развитие усидчивости, внимативности.
ния, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.
Снижение
эмоциональной
напряжённости.
Коррекцияиразвитие эмоционально-волевой
сферы и компонентовличности.
Формирование
коммуникативной компетентности.

Какуправлятьсвоимповедением?
Мояречьипоступки.Умение
слушать.

17

4
Кинезиологическое
упражнение
«Колечко».
Составлениеузоровна«Математическом планшете».
«Найдиотличия».
«Зачеркнибукву».
Игровыеупражнениястаблицей
Шульте.
Самомассаж.
Упражнение «Две минуты отдыха».

«Мозговаягимнастика».
Дыхательныеупражнения.
Игра «Изобрази явление».
Игра «Самолёты».
Упражнение«Надоедливаямуха».
Упражнение «Раз, два, три, говори!».
Упражнение«Ктосильнеекричит».
Релаксация.
Кинезиологическое
упражнение
«Колечко».
Самомассаж.
«Составлениеузоровна«Математическом планшете».
«Ушкинамакушке».
«Корректурныепробы».
Игра«Переченьвозможныхпричин».
Упражнение «Две минуты отдыха».
Ритуалвходавсказку.
Упражнение«ВстречасЗеркальным Оракулом».
Упражнение«Рисованиевзеркалах».
Игра«Зеркало».
Подвижнаяиграсправилами«Лисонька, где ты?».
Релаксация.

1
27.

2
Развитиеучебнопознавательной
мотивации.Формирование познавательнойактивности.

28.

Коррекцияиразвитие эмоционально-волевой
сферы и компонентовличности.
Формирование
коммуникативной компетентности.

4
Кинезиологическое
упражнение
«Колечко».
Составлениеузоровна«Математическом планшете».
«Игра«Переченьвозможныхпричин».
«Выложикружочки».
Игра«Канон(сословами)».
Упражнение «Две минуты отдыха».
Дыхательныеупражнения.
Релаксация.
Упражнение «Мозговая гимнастика».
Игра«Запретноедвижение».
Игра «Зоопарк».
Игра «Я кубики несу, не уроню».
Приёмы танцевально-двигательной терапии.
Упражнение «Шалтай-болтай».
Релаксация.

Коррекцияиразвитие эмоционально-волевой
сферы и компонентовличности.
Формирование
коммуникативной компетентности.

Кинезиологическое
упражнение
«Колечко».
Самомассаж.
Дыхательные упражнения.
Составлениеузоровна«Математическом планшете».
«Каскадслов».
«Что изменилось?».
Игра«Построениесистемыпричин».
Релаксация.
«Мозговаягимнастика».
Дыхательныеупражнения.
Упражнение«Расскажемипокажем».
Упражнение«Насосимяч».
Упражнение «Клоуны».
Упражнение«Ктосильнеекричит».
Релаксация.

29.

30.

3
Развитие
межполушарного
взаимодействия, речи.
Формирование умения ориентироватьсянаплоскости,работать по схеме.
Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.
Снижение
эмоциональной
напряжённости.

Развитие самопроизвольности
и самоконтроля, внимания и
воображения. Снятие психоэмоционального напряжения.
Развитие эмоционально-выразительныхдвижений.Развитие
исовершенствованиекоммуникативных навыков, устранение страхов.
Развитиеучебно- Развитие
межполушарного
познавательной
взаимодействия, речи.
мотивации.Фор- Формирование умения ориенмирование по- тироватьсянаплоскости,рабознавательнойак- тать по схеме.
Развитие усидчивости, внимативности.
ния, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.
Снижение
эмоциональной
напряжённости.
Развитие самопроизвольности
и самоконтроля, внимания и
воображения,
координации
движений. Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие и совершенствование
коммуникативных навыков.
Удовлетворениепотребностив
признании, снятие страха.

18

1
31.

32.

33.

34.

2
Развитиеучебнопознавательной
мотивации.Формирование познавательнойактивности.

3
Развитие
межполушарного
взаимодействия, речи.
Формирование умения ориентироватьсянаплоскости,работать по схеме.
Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.
Снижение
эмоциональной
напряжённости.
Развитие зрительной памяти,
умения использовать мнемоническиеприёмыдлязапоминаниятекста,объёмакратковременной слуховой памяти.
Коррекцияираз- Активизировать представлевитие эмоцио- ния о собственном мире и понально-волевой
знакомиться с противоположсферы и компоным миром; формировать уванентовличности. жительное представление к
Формирование
противоположномуполу. Прокоммуникативяснитьстереотипымужскогои
ной компетент- женского поведения; помочь
ности.
детямсформироватьсобственныевзглядынаполовыеразличия
Развитиеучебно- Развитие
межполушарного
познавательной
взаимодействия, речи.
мотивации.Фор- Формирование умения ориенмирование по- тироватьсянаплоскости,рабознавательнойак- тать по схеме.
Развитие усидчивости, внимативности.
ния, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.
Снижение
эмоциональной
напряжённости.
Развитие зрительной памяти в
условиях уменьшения времени, умения использовать
мнемоническиеприёмыдлязапоминания текста, объёма
кратковременнойслуховойпамяти,воображенияифантазии.
Коррекцияираз- Развитие положительного обвитие эмоцио- раза будущего наосновеобобнально-волевой
щенияпройденногоматериала.
сферы и компоМои ресурсы.
нентовличности.
Формирование
коммуникативной компетентности.
19

4
Самомассаж.
Игра«Каскадслов».
Упражнение «Что изменилось?».
Кинезиологическое
упражнение
«Кулак, ребро,ладонь».
Составлениеузоровна«Математическом планшете».
Упражнение «Раскрашивание».
Упражнение «Две минуты отдыха».

«Мозговаягимнастика».
Игра «Такие разные игрушки».
РассказЮ.Яковлева«Колючка».
«Продолжисказку».
Рефлексия.
Дыхательноеупражнение«Песочный ветер».
Релаксация«Цветокдоброты».

Кинезиологическое
упражнение
«Кулак,ребро, ладонь».
«Данетки».
«Что изменилось?».
Составлениеузоровна«Математическом планшете».
Упражнение«Раскрашиваниепо
системе координат».
Упражнение «Две минуты отдыха».

Рисунки«Ятакой,какойесть»,«Я
такой, каким хотел бы быть».
Упражнение
«Скажи комплимент».
Игра «Я бросаю тебе мяч».
Приёмы танцевально-двигательной терапии.
Релаксация.

1
35.

36.

37.

38.

2
Развитиеучебнопознавательной
мотивации.Формирование познавательнойактивности.

3
Развитие
межполушарного
взаимодействия, речи.
Формирование умения ориентироватьсянаплоскости,работать по схеме.
Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.
Снижение
эмоциональной
напряжённости.
Развитие зрительной памяти в
условиях уменьшения времени, умения использовать
мнемоническиеприёмыдлязапоминаниятекста,объёма
кратковременнойслуховойпамяти,воображенияифантазии.
Коррекцияираз- Развитиепроизвольностии савитие эмоцио- моконтроля, внимания и панально-волевой
мяти, мышления и воображесферы и компония,
эмоционально-выразинентовличности. тельных движений. Снятие
Формирование
психоэмоционального напрякоммуникативжения. Развитие и совершенной компетент- ствованиекоммуникативных
ности.
навыков.
межполушарного
Развитиеучебно- Развитие
взаимодействия, речи.
познавательной
мотивации.Фор- Формирование умения ориенмирование по- тироватьсянаплоскости,рабознавательнойак- тать по схеме.
Развитие усидчивости, внимативности.
ния, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.
Снижение
эмоциональной
напряжённости.
Развитие зрительной памяти в
условиях уменьшения времени, умения использовать
мнемоническиеприёмыдлязапоминания текста, объёма
кратковременнойслуховойпамяти,воображенияифантазии.
Коррекцияираз- Моиэмоции.Чувства«полезвитие эмоцио- ные» и «вредные».
нально-волевой
сферы и компонентовличности.
Формирование
коммуникативной компетентности.
20

4
«Мозговаягимнастика».
Игра «Данетки».
Игра «Что изменилось?».
Кинезиологическое
упражнение
«Кулак, ребро,ладонь».
Составлениеузоровна«Математическом планшете».
Упражнение«Раскрашиваниепо
системе координат».
Упражнение «Две минуты отдыха».

Самомассаж.
Дыхательныеупражнения.
Упражнение «Интервью».
Упражнение «Росток».
Упражнение «Пловцы».
Упражнение «Сборщики».
Упражнение«Ктосильнеекричит».
Релаксация.
Мозговаягимнастика.
Игра «Данетки».
Игра «Что изменилось?».
Кинезиологическое
упражнение
«Кулак, ребро,ладонь».
Составлениеузоровна«Математическом планшете».
Упражнение«Раскрашиваниепо
системе координат».
Упражнение «Две минуты отдыха».

Самомассаж.
Сказка «Необычный сон».
Коммуникативное
упражнение
«Скала».
Игра «Эмоциональный градусник».
Коммуникативное
упражнение
«Костер».
Релаксация«Чудеснаяночь».

1
39.

2
Развитиеучебнопознавательной
мотивации.Формирование познавательнойактивности.

40.

Коррекцияиразвитие эмоционально-волевой
сферы и компонентовличности.
Формирование
коммуникативной компетентности.
Развитиеучебнопознавательной
мотивации.Формирование познавательнойактивности.

41.

42.

3
Развитие
межполушарного
взаимодействия, речи.
Формирование умения ориентироватьсянаплоскости,работать по схеме.
Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.
Снижение
эмоциональной
напряжённости.
Развитие зрительной памяти в
условиях уменьшения времени, умения использовать
мнемоническиеприёмыдлязапоминаниятекста,объёма
кратковременнойслуховойпамяти,воображенияифантазии.
Моиэмоцииичувства

4
Мозговаягимнастика.
Приёмы танцевально-двигательной терапии.
Игра«Говори».
Игра «Рассмотри внимательно».
Кинезиологические
упражнения
«Кулак,ребро,ладонь»,«Купим мы
бабушка…».
Составлениеузоровна«Математическом планшете».
Упражнение«Раскрашиваниепо
системе координат».
Упражнение «Две минуты отдыха».

Развитие
межполушарного
взаимодействия, речи.
Формирование умения ориентироватьсянаплоскости,работать по схеме.
Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.
Снижение
эмоциональной
напряжённости.
Развитие зрительной памяти в
условиях уменьшения времени, умения использовать
мнемоническиеприёмыдлязапоминания текста, объёма
кратковременнойслуховойпамяти, воображения ифантазии.
Коррекцияираз- Знакомство с эмоцией гнева.
витие
эмоцио- Способыприемлемогоповеденально-волевой
ния детей в ситуациях гнева.
сферы и компонентовличности.
Формирование
коммуникативной компетентности.

«Мозговаягимнастика».
«Шапка-невидимка».
«Дорисуй
фигуры».
Кинезиологическое упражнение
«Кулак,ребро, ладонь».
Упражнение«Отгадай,чтонарисовано» (раскрашивание по системе
координат).
Релаксация.

21

Приветствие«Смешинка».
Растяжка «Струночка».
Упражнение «Крокодил».
Упражнение«Радостьигрусть».
Упражнение «Зеркало».
Самомассаж.
Релаксация.

Игра«Мой друг».
Игра «Поздоровайся гневно».
Игры:«Коврикзлости»,«Возьми
себя в руки».
Рисованиенатему:«Сегодняявот
такой».
Релаксация «Огоньи лёд».

1
43.

2
Развитиеучебнопознавательной
мотивации.Формирование познавательнойактивности.

44.

Коррекцияиразвитие эмоционально-волевой
сферы и компонентовличности.
Формирование
коммуникативной компетентности.
Развитиеучебнопознавательной
мотивации. Формирование познавательнойактивности.

45.

46.

Коррекцияиразвитие эмоционально-волевой
сферы и компонентовличности.
Формирование
коммуникативной компетентности.

3
Развитие
межполушарного
взаимодействия, речи.
Формирование умения ориентироватьсянаплоскости,работать по схеме.
Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.
Снижение
эмоциональной
напряжённости.Развитиезрительной памятивусловиях
уменьшениявремени,умения
использовать мнемонические
приёмыдлязапоминаниятекста, объёма кратковременной
слуховойпамяти,воображения
ифантазии.
Знакомство с эмоцией грусти.
Осознание смысла печали и её
ценности.

4
Мозговая гимнастика.
Упражнение«Загадки».
Игра «Пчёлка».
Игра «Послушай, что за окном».
Кинезиологическое
упражнение
«Флажок-рыбка-лодочка».
Упражнение«Отгадай,чтонарисовано» (раскрашивание по системе
координат).
Бассейнсшариками.

Развитие
межполушарного
взаимодействия, специализацииисвязей.Развитиеспособностиканализуисамоанализу.
Формированиеуменияориентироватьсянаплоскости,работатьпосхеме.Развитиеусидчивости,внимания,сенсомоторной координации и мелкой
моторики рук. Развитие пространственного ориентирования.
Знакомство с эмоцией удивления. Развитие умения определятьэмоциональноесостояние
других людей.

Мозговаягимнастика.
Игра «Мостик».
Упражнение«Аналогии».
Игра «Сложи узор».
Кинезиологическое
упражнение
«Флажок-рыбка-лодочка».
Упражнение«Отгадай,чтонарисовано» (раскрашивание по системе
координат).
Бассейнсшариками.

22

Дыхательнаягимнастика.
Сказка о чудо-острове.
Дыхательноеупражнение«Играс
муравьём».
Упражнение«Когдамнегрустно».
Упражнение «Слушай команду».
Бассейн с шариками.

Упражнение «Приветствие».
Релаксация«Волшебнаяполяна».
Упражнение«Языкприкосновений».
Рисование на тему «Сказочная
страна».
Упражнение«Хорошеенастроение».
Бассейнсшариками.

1
47.

2
Развитиеучебнопознавательной
мотивации. Формирование познавательнойактивности.

48.

Коррекцияиразвитие эмоционально-волевой
сферы и компонентовличности.
Формирование
коммуникативной компетентности.
Развитиеучебнопознавательной
мотивации. Формирование познавательнойактивности.

49.

50.

Коррекцияиразвитие эмоционально-волевой
сферы и компонентовличности.
Формирование
коммуникативной компетентности.

3
Развитие
межполушарного
взаимодействия, специализацииисвязей.Развитиеспособностиканализуисамоанализу.
Формированиеуменияориентироватьсянаплоскости,работатьпосхеме.Развитиеусидчивости,внимания,сенсомоторной координации и мелкой
моторики рук. Развитие пространственного ориентирования.
Знакомство детей с эмоцией
страха. Способы преодоления
страха

4
Мозговаягимнастика.
Дыхательныеупражнения.
Игра «Рифмоплёты».
Игра «Запретный номер».
Кинезиологическое
упражнение
«Флажок-рыбка-лодочка».
Упражнение«Отгадай,чтонарисовано» (раскрашивание по системе
координат).
Упражнение «Две минуты отдыха».

Развитие
межполушарного
взаимодействия, специализации и связей.
Развитие способности к анализуи самоанализу. Формированиеуменияориентироваться
на плоскости, работать по
схеме. Развитие усидчивости,
внимания, сенсомоторной координации имелкой моторики
рук.Развитиепространственного ориентирования.
Введениепонятий«добро»и«
зло».

Самомассаж.
Игра«Рифмоплёты».
Игра «Запретный номер».
Кинезиологическое
упражнение
«Флажок-рыбка-лодочка».
Упражнение«Отгадай,чтонарисовано» (раскрашивание по системе
координат).
Бассейнсшариками.

23

Релаксация «Заколдованная фигура».
Дыхательноеупражнение«Звуки».
Упражнение «Тень».
Рисованиенатему«Что менятревожит?».
Телесноеупражнение«Вездеход».
Бассейн с шариками.

Дыхательнаягимнастика.
Сказка о добре и зле.
Упражнение«Драконкусаетсвой
хвост».
Упражнение «Раздумье».
Упражнение«Чашадоброты».
Упражнение «Я не знал».
Приёмы танцевально-двигательной терапии.
Релаксация.

1
51.

52.

53.

54.

2
Развитиеучебнопознавательной
мотивации. Формирование познавательнойактивности.

3
Развитие
межполушарного
взаимодействия, специализацииисвязей.Развитиеспособностиканализуисамоанализу.
Формированиеуменияориентироватьсянаплоскости,работатьпосхеме.Развитиеусидчивости,внимания,сенсомоторной координации и мелкой
моторики рук. Развитие пространственного ориентирования.
Коррекцияираз- Знакомство с методами быствитие эмоцио- рого снятия сильного эмоционально-волевой
нального или физического
сферы и компонапряжения,
регулирование
нентовличности. процесса дыхания.
Формирование
коммуникативной компетентности.
Развитиеучебно- Развитие
межполушарного
познавательной
взаимодействия, специализамотивацииисвязей.Развитиеспособции. Формиро- ностиканализуисамоанализу.
вание познава- Формированиеуменияориентельнойактивно- тироватьсянаплоскости,рабости.
татьпосхеме.Развитиеусидчивости,внимания,сенсомоторной координации и мелкой
моторики рук. Развитие пространственного ориентирования.
Коррекцияираз- Развитиечувствадоброты,мивитие эмоцио- лосердия и толерантности
нально-волевой
сферы и компонентовличности.
Формирование
коммуникативной компетентности.

24

4
Самомассаж.
Игра «Раздроби на действия».
Кинезиологическое
упражнение
«Флажок-рыбка-лодочка».
Упражнение«Отгадай,чтонарисовано» (раскрашивание по системе
координат).
Бассейнсшариками.

Релаксация«Пляж».
Упражнение«Шалтай-Болтай».
Дыхательное упражнения: «Шарик»,«Пускаеммыльныепузыри»,
«Звуки».
Упражнение«Лисонька,гдеты?».
Командные игры-соревнования.
Релаксация «Облако».
Мозговая гимнастика.
Игра«Составлениеслов».
Кинезиологическое
упражнение
«Зайчик-коза-вилка».
Упражнение«Отгадай,чтонарисовано» (раскрашивание по системе
координат).
Игра
«Муха».
Бассейнсшариками.

Релаксация «Ковёр-самолёт».
Сказка «Цветок кактуса».
Игра «Ладошка добрых слов».
Упражнение«Пожелайдобрасебе и
всем».
Командныеигры-соревнования.
Релаксация «Цветок доброты».

1
55.

2
Развитиеучебнопознавательной
мотивации. Формирование познавательнойактивности.

56.

Развитиеучебнопознавательной
мотивации. Формирование познавательнойактивности.

57.

Развитиеучебнопознавательной
мотивации. Формирование познавательнойактивности.

58.

Развитиеучебнопознавательной
мотивации. Формирование познавательнойактивности.

3
Развитие
межполушарного
взаимодействия, специализации и связей, синхронизация
работы полушарий, развитие
речи. Развитие произвольности внимания. Формирование
умения ориентироваться на
плоскости, работать по схеме.
Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.
Развитиепространственного
ориентирования.
Развитие
межполушарного
взаимодействия, специализации и связей, синхронизация
работыполушарий,развитие
речи. Развитие произвольности внимания. Формирование
умения ориентироваться на
плоскости, работать по схеме.
Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.
Развитие пространственного
ориентирования.
Развитие
межполушарного
взаимодействия, специализации и связей, синхронизация
работыполушарий,развитие
речи. Развитие произвольности внимания. Формирование
умения ориентироваться на
плоскости, работать по схеме.
Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторикирук.
Развитие пространственного
ориентирования.
Развитие
межполушарного
взаимодействия, специализации и связей, синхронизация
работыполушарий,развитие
речи. Развитие произвольности внимания. Формирование
умения ориентироваться на
плоскости, работать по схеме.
Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторикирук.
Развитие пространственного
ориентирования.
25

4
Дыхательная гимнастика.
Кинезиологическое
упражнение
«Зайчик-коза-вилка».
Игра«Пожалуйста!».
Упражнение«Найдиираскрась».
Упражнение «Лабиринты».
Игра«Магазин».
Упражнение «Две минуты отдыха».

Самомассаж.
Игра «Запрещённое движение».
Кинезиологическое
упражнение
«Зайчик-коза-вилка».
Упражнение«Найдиираскрась».
Игра «Путаница».
Упражнение«Найдиираскрась».
Релаксация.

Мозговаягимнастика.
Игра «Описание предметов».
Упражнение«Найдиираскрась».
Игра «Путаница».
Игра «Прятки».
Кинезиологическое
упражнение
«Зайчик-коза-вилка».
Бассейнсшариками.

Дыхательныеупражнения.
Мозговая гимнастика.
Игра«Бином».
Кинезиологическое
упражнение
«Зайчик-коза-вилка».
Упражнение«Найдиираскрась».
Игра «Данетки».
Бассейнсшариками.

1
59.

2
Развитиеучебнопознавательной
мотивации. Формирование познавательнойактивности.

60.

Развитиеучебнопознавательной
мотивации. Формирование познавательнойактивности.

61.

Развитиеучебнопознавательной
мотивации. Формирование познавательнойактивности.

62.

Развитиеучебнопознавательной
мотивации. Формирование познавательнойактивности.

3
Развитие
межполушарного
взаимодействия, специализации и связей, синхронизация
работыполушарий,развитие
речи. Развитие произвольности внимания. Формирование
умения ориентироваться на
плоскости, работать по схеме.
Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.
Развитие пространственного
ориентирования.
Развитие
межполушарного
взаимодействия, специализации и связей, синхронизация
работы полушарий, развитие
речи. Развитие произвольности внимания. Формирование
умения ориентироваться на
плоскости, работать по схеме.
Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.
Развитие пространственного
ориентирования.
Развитие
межполушарного
взаимодействия, специализации и связей, синхронизация
работы полушарий, развитие
речи. Развитие произвольности внимания. Формирование
умения ориентироваться на
плоскости, работать по схеме.
Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.
Развитие пространственного
ориентирования.
Развитие
межполушарного
взаимодействия, специализации и связей, синхронизация
работыполушарий,развитие
речи. Развитие произвольности внимания. Формирование
умения ориентироваться на
плоскости, работать по схеме.
Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторикирук.
Развитие пространственного
ориентирования.
26

4
Самомассаж.
Игра«Запретноеслово».
Игра «Запомни, кто где стоит».
Кинезиологическое
упражнение
«Зайчик-колечко-цепочка».
Упражнение«Найдиираскрась».
Упражнение «Путаница».
Релаксация.

Игра«Запретноеслово».
Упражнение«Поискобщегоиотличительного».
Кинезиологическое
упражнение
«Зайчик-колечко-цепочка».
Упражнение «Срисовывание по
клеточкам».
Бассейнсшариками.

Мозговаягимнастика.
Дыхательныеупражнения.
Игра «Говори!».
Игра «Ухо-нос».
Кинезиологическое
упражнение
«Зайчик-колечко-цепочка».
Упражнение «Срисовывание по
клеточкам».
Графическийдиктант.
Бассейн с шариками.

Мозговаягимнастика.
Игра«Почемуэтопроизошло?».
Игра «Запретное слово».
Кинезиологическое
упражнение
«Зайчик-колечко-цепочка».
Упражнение «Срисовывание по
клеточкам».
Упражнение «Две минуты отдыха».

1
63.

64.

65.
66.

2
Развитиеучебнопознавательной
мотивации. Формирование познавательнойактивности.

3
Развитие
межполушарного
взаимодействия, специализации и связей, синхронизация
работы полушарий, развитие
речи.
Развитие произвольности внимания. Формирование умения
ориентироватьсянаплоскости,
работать по схеме.
Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координацииимелкоймоторикирук.
Развитие пространственного
ориентирования.
Развитиеучебно- Развитие
межполушарного
познавательной
взаимодействия, специализамотивации и связей, синхронизация
ции. Формиро- работыполушарий,развитие
вание познава- речи. Развитие произвольнотельнойактивно- сти внимания. Формирование
умения ориентироваться на
сти.
плоскости, работать по схеме.
Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторикирук.
Развитие пространственного
ориентирования.
Диагностика
Изучениеактуальногоуровня
уровняразвития. развития.
Диагностика
уровняразвития.

4
Дыхательныеупражнения.
Мозговая гимнастика.
Игра «Данетки».
Кинезиологическое
упражнение
«Зайчик-колечко-цепочка».
Упражнение «Срисовывание по
клеточкам».
Отгадываниеребусов.
Бассейн с шариками.

Дыхательныеупражнения.
Мозговая гимнастика.
Игра«Свойствапредметов».
Игра «Разведчики».
Кинезиологическое
упражнение
«Дом-ёжик-замок».
Командные игры-соревнования.
Упражнение «Срисовывание по
клеточкам».
Упражнение «Две минуты отдыха».
Комплекс психологических методик, предложенный Мамайчук
И.И., а также комплекты ЗабрамнойС.Д.,БоровикО.В.иСтребелевойЕ.А.Проективные методики
«Картачувств»,«Лесенка»,«Рисунок семьи»

4. Методическиепособиядляпедагога-психолога
1. Актуальныепроблемынейропсихологиидетскоговозраста:Учеб.
пособие / Л.С.Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю. Гогберашвили; Под редакцией Л.С. Цветковой. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство
Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО
МОДЭК, 2006.
2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – СПб.: Питер, 2008.
3. ГарберЕ.И.Оприродепсихики.–М.:Школа-Пресс1,2001.

27

4. Забрамная С.Д.Отдиагностики кразвитию:Материалы для психологопедагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. – М.: Новая школа, 1998.
5. ЗабрамнаяС.Д.,ЛевченкоИ.Ю.Психолого-педагогическаядиагностика
нарушений развития (курс лекций). – М.: В Секачёв, 2007.
6. ЛурияА.Р.,ЦветковаЛ.С.Нейропсихологияипроблемыобучениявобщеобразовательной школе. – М.: Институт практической психологии, 1996.
7. Мамайчук И.И. Психологическая помощьдетям с проблемами вразвитии. – СПб.: Речь, 2008.
8. Маркова А.К.Мотивацияученияиеёвоспитание ушкольников.–М.:
Просвещение, 1983.
9. МикляеваА.В.,РумянцеваП.В.Школьнаятревожность:Диагностика,
профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2006.
10. Определяювремя.Книжкаснаклейками.2-еиздание. –М.:Школьная
Пресса, 2010.
11. Практическаянейропсихология:помощьнеуспевающимшкольникам/
под редакцией Ж.М. Глозман – М.: Эксмо, 2010.
12. Семаго H.Я., Семаго M.M. Технология оценки сформированности базовых составляющих психического развития / Руководство по психологической
диагностике: дошкольный и младший школьный возраст. – М.: Изд-во АПРКиПРО РФ, 2000.
13. Семаго Н.Я. Формирование пространственных и элементарных математических представлений: Демонстрационный материал. – М.: Айрис-пресс,
2005.
14. СемагоН.Я.Формированиепредставленийосхеметела:Демонстрационный материал. – М.: Айрис-пресс, 2005.
15. СемагоН.Я.,СемагоМ.М.Проблемныедети:основыдиагностической и
коррекционной работы психолога. – М., АРКТИ, 2000.
16. СеменовичА.В.Нейропсихологическаядиагностикаикоррекцияв
детском возрасте. – М.: Академия, 2002.
17. СиротюкА.Л.Нейропсихологическоеипсихофизиологическоесопровождение обучения. – М.: Творческий центр, 2003.
18. ФоппельК.Какнаучитьдетейсотрудничать?:В4т.–М.:Генезис,
1999.
19. ШвайкоГ.С.Игрыиигровыеупражненияпоразвитиюречи.Пособие
дляпрактическихработниковДОУ.–М.:Айрис-пресс,2008.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».