ЛОГОРИТМИКА

СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ

Пояснительная
записка ..................................................................................................................... 3
Цельизадачипрограммы ................................................................................. 4
Основныепринципыпрограммы .................................................................... 4
Планируемыерезультатыработы ................................................................. 6
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙРАЗДЕЛ

Формы,способы,методыисредствареализациипрограммы ................... 8
Программно-методическоеобеспечение ................................................. 10
Содержаниепсихолого-педагогическойработы ........................................11
Учебныйплан ................................................................................................. 11
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙРАЗДЕЛ

Формыреализациипрограммы...................................................................23
Формывзаимодействиясродителями....................................................... 23
Особенности организации предметно-пространственной
развивающейобразовательной среды ............................................................. 23
Системамониторинга .................................................................................... 24

Списоклитературы .............................................................................................. 26
Приложение

1. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ
Пояснительнаязаписка.
С каждым годом, по наблюдению педагогов, в детском саду растет
количество детей с различными речевыми нарушениями. Современная
ситуация всистеме образования, вкоторойпроисходитизменения, связанные с
ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его
гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем
конкретного ребёнка, побуждаетпедагогови специалистовксозданиюновых
моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи
детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, воспитании,
общении и поведении. Преодоление нарушений звукопроизношения в
дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни
ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причинойотклонений
в развитии таких психических процессов, как память, мышление,
воображение, а также сформировать комплекс неполноценности,
выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение
недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении
навыками чтения и письма. Поэтому в детском саду необходимо проводить
занятия логоритмикой.
Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления
речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития,
нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства.Очень
важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым
негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный
настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитиеребёнка,
совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение
ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых
заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих
технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его
организме
происходит
перестройкаразличных
систем,
например,
сердечнососудистой, дыхательной, речедвигательной. Логоритмические
занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают
в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и
коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой
моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные
упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие
развитию чувства ритма. Ритмическая организация является основой жизни.
Все,окружающее нас, живет по законам ритма.Смена

времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы — все это и
многое другое подчинено определенному ритму. По выражению Э. Жака
Далькроза, «ритм есть движение материи, логически и пропорционально
распределенной во времени и пространстве». Данные физиологии и
психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с
мышечными. Еще великий русский физиолог И.М. Сеченов отмечал, что
слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями
(«Рефлексы головного мозга», 1866). Советский ученый, невролог и психиатр
В.М. Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребенка заметное
воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр
звучащей музыки («Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с
первых дней его детства»). Ритмические движения способствуютактивизации
различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности
мозга человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься
с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме:
ритмических упражнениях и играх. Различные педагогические системы
придают большое значение ритмическому воспитанию (орхестика древних
греков, система ритмического воспитания Э. Жака Далькроза, эвритмия в
Вальдорфской педагогике, система элементарного музицирования Карла
Орфа, фонетическая, логопедическая ритмика и др.). В данной программе
уделяется большое внимание развитию чувства ритма у детей 1 и 2 младших
групп детского сада. В их основе лежит восприятие — воспроизведение
структур ритма разной модальности (наглядных, двигательных, звуковых).
Ритмические структуры вводятся последовательно: от ритма повторности и
темповых отличий равнометричного повтора к ритму чередования (в самой
доступной его форме). Особое место в работе над речью
детейзанимаютмузыкальные игры, пение и движение под музыку. Это
связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную
сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают
материал, незаметно учатся говорить правильно.
Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому
ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально
реализуются потенциальные возможности детей. Комплексно-игровой метод
наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и
соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий
позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и
соответственно повышает результативность в усвоении знаний. Все
упражнения проводятся по подражанию. По желанию педагога возможно
заменить музыкальный или речевой материал на аналогичный, сократить
занятие в зависимости от индивидуальных возможностей детей. Регулярное

проведение логоритмическихзанятий способствуетбыстромуразвитиюречи,
формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со
сверстниками.
Тематическая
направленность
и
организационная
вариативность программы кружка способствуют формированию устойчивого
интереса к речевой деятельности, поддерживают положительное
эмоциональное отношение детей клогоритмическим упражнениям, а, значит,
помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
1.1.2.Цельизадачипрограммы
Цель программы: профилактика речевых нарушений у детей путем
развития и коррекции двигательной сферы в сочетаниисо словом имузыкой.
Коррекционно-развивающиезадачи:
•
•
•
•
•
•

развиватьречевоедыхание;
развиватьподвижность,переключаемость артикуляционногоаппарата;
развиватьтонкиедвиженияпальцеврук;
развиватьфонематическоевосприятие;
формироватьиразвиватьслуховое,зрительноевниманиеипамять;
формироватьграмматическийстройисвязнуюречь.
Образовательныезадачи:

•
•
•
•
•
•
•

формироватьдвигательныеумения инавыки;
развиватьпространственныепредставления;
развиватьпереключаемостьикоординациюдвижений;
развиватьритмическуювыразительность;
развивать воображение иассоциативно-образноемышление;
развиватькоммуникативныеуменияинавыки;
воспитыватьнравственно-эстетическиеиэтическиечувства.
Оздоровительныезадачи:

•
укреплятькостно-мышечныйаппарат;
•
формироватьправильную осанку,походку;
• развиватькоординациюдвиженийимоторныхфункций.
1.1.3Основныепринципыпрограммы
1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и
оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически
апробированными методиками.
2. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов.
Логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются
учителем-логопедом и музыкальным руководителем.

3.
Принцип
системности.
Логоритмическая
работа
должна
способствовать формированию языка в целом, как системы
взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
4. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений
логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.
5. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути.
Работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное
произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков
других групп (постановка звука «с» полностью подготавливает
артикуляционный аппарат к произношению звука «з»). Этавзаимная связь
позволяет использовать сохранные звуки для постановки дефектно
произносимых звуков.
6. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил
выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального
развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень
потенциального
развития
(способность
решения
задач
при
соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует
проводитьобучение ребенка от выполнения задачи с помощью педагога к
самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое заданиедолжно быть
заведомо выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа
коррекционного воздействия.
7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных
повторений вырабатываются динамические стереотипы.
8. Принципотбора лингвистического материала. Правильно подобранный
лингвистический материал выступает как одно из важных основных
условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором
отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много
гласных звуков.
9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная
цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на
его индивидуальные и возрастные особенности.
10. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой
используются активные формы и методы обучения – игры, активное
слушание,
творческие
задания,
импровизации,
выполнение
оздоровительных упражнений в движении под музыку.
11. Принцип результативности. Получение положительного результата
развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.
Предполагаемыйрезультат:
сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии
со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
способность правильно выполнять артикуляции звуков;
сформированность правильногоречевого и физиологического дыхания;

способность выполнять оздоровительные
дыхательные и пальчиковые упражнения;
способность
направлении;

упражнения

для

горла,

ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном

улучшениепоказателейслухового,зрительногоидвигательноговнимания, памяти;
способность координировать движенияв мелких мышечных группах
пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;
улучшения показателей диагностики развитияречи
Кконцу1годаобучениядетидолжныуметь:
• Уметьповторятьзапедагогомиотражатьритмичностьдвиженияв
музыкально-образных играх и гимнастике.
• Определять и выражать доступными средствами (словами, рисунками,
жестами) характер музыки или музыкального персонажа.
• Уметьсосредоточитьсянавыполненииконкретнойзадачи,подражая
педагогу.
• Пониматьсущностьзаданий.
• Общатьсявдиалогеспедагогом.
• Проявлять знание последовательности движений, (даже если это повтор за
педагогом) - слов в каждом конкретном задании и подчинять этому свои
движения.
• Старатьсяпроизноситьзвукиислогинавыдохевместеспедагогом.
• Знать и стараться выполнять
направляющих движений.

пальчиковые

фигуры

с

помощью

• Уметь извлекать звук на колокольчиках,бубнах и погремушках;знать их
названия и тембры.
Кконцу2годаобучениядетидолжныуметь:
• Уметьповторятьзапедагогомиотражатьритмичностьдвиженияв
музыкально-образных играх и гимнастике.
• Определять и выражать доступными средствами (словами, рисунками,
жестами) характер музыки или музыкального персонажа.
• Уметьсосредоточитьсянавыполненииконкретнойзадачи,подражая
педагогу.

• Пониматьсущностьзаданий.
• Общатьсявдиалогеспедагогом
• Проявлять знание последовательности движений, (даже если это повтор за
педагогом) - слов в каждом конкретном задании и подчинять этому свои
движения.
• Уметь расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой вместе с
педагогом).
• Уметьпроизноситьзвукиислогинавыдохевместеспедагогом
• Знатьивыполнятьпальчиковыефигуры,подражаяпедагогу;подчинять
действия музыкальному и речевому ритму.
• Уметь извлекать звук из гудочков и губных гармошек, знать их названия и
тембры, задействовать их для развития мышц губ, дыхания.
• Применятьмузыкальныеинструменты,воспринимаянекакигрушку.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙРАЗДЕЛ
Программа
«Логоритмика»
разрабатывалась
для
организации
дополнительного образования детей по речевому развитию в условиях
конкретного ДОУ – МБДОУ детский сад комбинированного вида № 582 г.
Екатеринбурга.
Занятия проводятся по подгруппам, количество детей в которых составляет
10-12человек.
Наборобучающихсяноситсвободныйхарактериобусловлен
интересами воспитанников и их родителей.
Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме, врамкахизучения
которой расширяется и активизируется словарный запас, отрабатываются
грамматические темы, ведется работа над артикуляционной, мелкой и общей
моторикой.
В разделе «Учебно-методическое обеспечение программы» перечислены
материалы и оборудование, используемые на занятиях.
Организационно-педагогическиеосновыобучения
Возраст детей:3-5 года
Срокреализации:2года
Формыирежимзанятий:
Периодичностьзанятий2разавнеделю

1 годобучения15минут
2 годобучения20минут

Методыреализации образовательнойпрограммы.
Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе
реализации образовательной программы используются различные методы и
приемы:
Таблица1.
Методы

Приемы
Наглядные

• Наблюдение;
• показспособовдействий;
• Демонстрация наглядных пособий • показобразца.
(предметов, картинок, репродукций,
слайдов,видеозаписей).
Словесные

• Рассказ;
• Беседа.

• вопросы
(требующие
констатации; побуждающие к
мыслительной деятельности);
• указание;
• пояснение;
• объяснение;
• педагогическаяоценка.
Игровые

• внезапноепоявлениеобъектов;
• Дидактическаяигра;
• Воображаемая ситуация (с ролями,
• выполнение педагогом игровых
игровыми
действиями,
действий;
соответствующим
игровым • загадывание
и
отгадывание
загадок;
оборудованием)
• введение
элементов
соревнования;

• созданиеигровойситуации.
Практические

• Упражнение
(подражательноисполнительского
характера,
конструктивные, творческие).
• Моделирование(предметныемодели,
предметно-схематические
модели,
графические модели).

Средствареализацииобразовательнойпрограммы:
Назанятияхпологоритмикеиспользуютсяразличныесредства:
• демонстрационныеираздаточные;
• визуальные,аудийные,аудиовизуальные;
• естественныеиискусственные;
• реальныеивиртуальные.
Данныесредстванаправленынаразвитиедвигательной,игровой,речевой,
музыкально-ритмическойдеятельностидетей.
Программно-методическоеобеспечение
Модифицированная программа «Логоритмика»
основных положениях программ и методических пособий:

базируется

на

пологопедии:
• Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В. Программа
логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у
детей.
• Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по
преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей.
помузыке:
Программапомузыкальномувоспитаниюдетейдошкольноговозраста
«Ладушки»И.М.Каплуновой,И.А.Новоскольцевой.
пологоритмике:
Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю.Гоголевой,
Е. В. Кузнецовой.

Содержаниепсихолого-педагогическойработы.
Логоритмическоезанятиевключаетвсебяследующиеэлементы:

• Музыкально-ритмическиеупражненияиигры
1. Развивать чувство ритма, внимание, умение передавать через движения
характер музыки, её эмоционально-образное содержание.
2. Учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие
перестроения, переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу,
менять движения в соответствии с музыкальными фразами.
3. Продолжитьсовершенствоватьнавыкиосновныхдвижений(ходьбы,бега).
4. Развивать эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых
упражнений, используя мимику.

• Артикуляционнаягимнастика
1. Укреплятьмышцыгуб,развиватьихподвижность.
2. Укреплятьмускулатуруязыка,щёк,губ.
3. Стимулироватьдвижениянижнейчелюсти.
4. Отрабатыватьподъёмязыкаиегоподготовкуквыработкевибрации.
5. Учитьудерживатьгубыиязыквзаданномположении.
6. Развивать подвижность языка, способствовать растяжке подъязычной
связки – уздечки (при её укорочении). Вырабатывать умение делать язык
широким и удерживать его в расслабленном состоянии. Развивать умение
поднимать боковые края языка.
7. Укреплятьмышцышеи.
8. Прививатьнавыквыпусканиядлительнойнаправленнойвоздушной струи.
9. Развиватьмимическуюмускулатуру.

• Пальчиковаягимнастика
Развиватьмоторикукистейипальчиковрук.

• Фонопедическиеупражнения
1. Укреплятьгортань.
2. Развиватьречевое дыхание, голос, интонационную выразительность, темп
речи.

• Игранадетскихмузыкальныхинструментах
1. Развиватьчувстворитма.

2. Учить исполнять простейшие мелодии и ритмические фигуры в
коллективе, соблюдая общую динамику и темп.

• Коммуникативныеигрыитанцы
1. Развиватьдинамическуюсторонуобщения.
2. Развиватьэмоциональность.
3. Развиватьпозитивноесамоощущение.

• Упражнениянарелаксацию
Сниматьэмоциональноеифизическоенапряжение.
Коррекционно-образовательнаяработаосуществляетсяпоэтапно:
I этап–подготовительный
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪

Созданиеблагоприятныхусловийдлялогоритмическихзанятий.
Формированиеслуховогоизрительноговнимания.
Развитиеголоса,звукообразованияипевческихнавыков.
Развитиечувстваритма.
Развитиеобщейимелкоймоторики.
Обогащениепассивногоиактивного словаря.
Коррекцияэмоционально-личностнойсферы.
Воспитаниекоординациидвиженийиориентировкивпространстве.

II этап–формированиепервичныхпроизносительныхуменийинавыков
▪
▪
▪
▪

Укреплениемышцартикуляционногоаппарата.
Развитиезвуковысотностиисилыголоса.
Развитиефонематическоговосприятия.
Закрепление навыков релаксации для снятия эмоционального и
физического напряжения.

III этап–формированиекоммуникативныхуменийинавыков
▪ Закреплениедвигательныхумений,ручноймоторики.
▪ Развитиемимическихмышц,эмоциональнойсферы,воображенияи
ассоциативно-образного мышления.
▪ Развитиефонематическоговосприятия.
▪ Развитиеречевоймоторики.

▪ Формированиеправильногоупотреблениязвуковвспонтаннойречи.
▪ Формированиелексико-грамматическихкатегорий.
▪ Накоплениеактивногоипассивного словаря.
Календарно-тематическийплан
Учебно-тематическийпландлядетей1годаобучения
месяц
сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь
февраль

март

апрель

№п/п
1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
20-21
22-23
24-25
26-27
28-29
30-31
32-33
34-35
36-37
38-39
40-41
42-43
44-45
46-47
48-49
50-51
52-53
54-55
56-57
58-59
60-61
62-63

Названиезанятия
Встречасбелочкой в
осеннем лесу
Сидитбелканатележке
Кто грибок найдет?
Вогороде заинька
Лучшая игра
Утенокиегодрузья
Про кота
Кот Василий
Зайчиквгостяхуребят
Зайкин дом
Белкинапомощница
Чудо-елка
ПодаркиДедушкиМороза Птичья
елка
Морозиптички
Танюшка
Вкусная каша
Аленушкаилошадки
Лошадка
Капризнаявнучка
Хозяюшка
Котенок и щенок
Про собачку
Таня пропала
Верныедрузья
Про петушка
Уточкаикурочка
Цыплячийпереполох
Радуга- горка
Майский день
Прозеленуюлягушку
После дождя

Перспективныйпланзанятийдлядетей1годаобучения

1. Ктогрибок найдет

2.Гости

3.ВогородеЗаинька
4.Заинькинакапуста

5. Лучшаяигра.

6. Утенокиегодрузья.

7. Прокота
8.

КотВасилий

9.Коти кошка
10.Утки—беленькиегрудки.

11.Зайчиквгостяхуребят

12.Зайкиндом

13. Белкинапомощница

14. Чудо—елка.

1. Песня«Дождик»
2. Пальчиковаяигра
«Ладушки»
3. Упражнение«Ногии
ножки»
4. Песня«Веселыйбубен»
1. Игра «Заинька»
2. Песня«Дождик»
3. Песня«ВогородеЗаинька»
1. Песня«ВогородеЗаинька»
2. Игра«Солнышкои
дождик»
3. Упражнение«Ногии
ножки»
1. Песня«Заинька»
2. Стихотворениес
движением«Поехали»
1. Песня«Котенька»
2. Пальчиковаяигра«Утенок»
3. Упражнение«Белочки»
1. Пальчиковаяигра«Утенок»
2. Песня«Вороны»
3. Игра«Коти мыши»
1. Песня«Котенька»
2. Пальчиковаяигра«Утенок»
3. Упражнение«Белочки»
1. Игра«Коти мыши»
2. Пальчиковаяигра«Пышка»
3. Песнясдвижениями
«Колыбельная»
1. Песня«Котенька»
2. Игра«Коти мыши»
3. Пальчиковаяигра«Пышка»
1. Стихотворение с
движениями«Падаетснежок»
2. Стихотворение с
движениями«Снежныйдом»
3. Танец«Веселаяполька»
1. Песня«Заинька»
2. Стихотворение с
движениями«Падаетснежок»
3. Упражнение«Зайчик»
1. Стихотворение с
движениями«Падаетснежок»
2. Упражнение«Зайчик»
3. Игра«Зайцыиволк»
1. Упражнение«Белочкии
зайчики»
2. Песнясдвижениями«Дед
Мороз»
3. Пальчиковаяигра
«Елочка»
1. Пальчиковаяигра
«Елочка»
2. Песнясдвижениями«Дед
Мороз»
3. Игра«Зайцыиволк»

15. ПодаркиДедушкиМороза

1. Пальчиковаяигра«Елочка»
2. Песнясдвижениями
«Птичка»
3. Песнясдвижениями«Дед
Мороз»
1. Игра «Санки»
2. Песня«Птички»
3. Игра«Тихиеигромкие
погремушки»

16. Птичьяелка

17. Морозиптички.

18. Танюшка.

19. Вкуснаякаша.

20. Аленушкаилошадка

21. Лошадка.

22. Капризнаявнучка.

23. Хозяюшка.

24. Котенокищенок

1. Игра «Санки»
2. Упражнение«Лесные
гости»
3. Пальчиковаяигра
«Лепешки»
4. Песнясдвижениями
«Птичка»
1. Стихотворение с
движениями«Потягушечки»
2. Игра«Тихиеигромкие
погремушки»
3. Стихотворение с
движениями«Леталочка»
1. Игра«Плескалочка»
2. Песнясдвижениями
«Варись,варись.Каша»
3. Пальчиковаяигра«Цыпацыпа»
4. Игра«Тихо-громко»
1. Упражнение«Нашадочка»
2. Стихотворение с
движениями«Потягушечки»
3. Пальчиковаяигра
«Лепешки»
4. Упражнение«Едукбабе,к
дед
1. Упражнение«Нашадочка»
2. Игра«Прокати,лошадка,
нас»
3. Песнясдвижениями
«Варись,варись,кашка»
1. Упражнение«Нашадочка»
2. Пальчиковаяигра
«Оладушки»
3. Песнясдвижениями
«Бобик»
1. Песня«Воткакая
бабушка»
2. Упражнение«Накрыше»
3. Пальчиковаяигра
«Коготки»
4. Пальчиковаяигра
«Оладушки»
1. Песнясдвижениями

«Бобик»
2. Пальчиковаяигра
«Коготки»
3. Игра«Бобикиптички»
1. Песнясдвижениями
«Бобик»
2. Песня«Собачка»
3. Игра«Бобикиптички»
4. Танец«Раз-два!»
1. Песнясдвижениями
«Ручеек-журчалочка»
2. Пальчиковаяигра«Цыпацыпа»
3. Игра «Плескалочка»

25. Прособачку.

26. Таняпропала.

27. Верныедрузья.

28. Пропетушка.

29.Уточкаикурочка.

30.Цыплячийпереполох.

31.Радуга—горка.

32.Майскийдень

1. Русскаянароднаяприбаутка
«Петушок»
2. Упражнение«Накрыше»
3. Игра«Прокати,лошадка,
нас»
1. Пальчиковаяигра«Бычок»
2. Стихотворение с
движениями«Петушок»
3. Танец«Воткакпляшут
наши ножки»
1. Песня«Цыплята»
2. Чешскаяигра«Прогоним
курицу»
3. Пальчиковаяигра«Цыпацыпа»
1. Песнясдвижениями
«Цыплята»
2. Стихотворение с
движениями«Петушок»
3. Танец«Воткакпляшут
наши ножки»
1. Стихотворение с
движениями«Дождик»
2. Русскаянароднаяпесня
«Дождик»
3. Песнясдвижениями
«Ручеек-журчалочка»
1. Упражнение«Хорошов
лесу»
2. Игра«Влесу»
3. Пальчиковаяигра
«Улитка»

Календарно-тематическийпландлядетей2годаобучения
месяц
сентябрь

№п/п
1-2
3-4
5-6
7-8

Названиезанятия
Цыпленокиегосемья
Историяотом,какЦыпиЦыпасвойдом
искали
Белаякозочка
Укошкиденьрождения

октябрь

ноябрь

декабрь

январь
февраль

март

апрель

9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
20-21
22-23
24-25
26-27
28-29
30-31
32-33
34-35

Лесные звезды
Зайка-огородник
Любимое кушанье
Дороганамельницу

36-37
38-39
40-41
42-43
44-45
46-47
48-49
50-51
52-53
54-55
56-57
58-59

Петушок
Лисичкасоскалочкой
Петух да собака

60-61
62-63

Верные друзья
Сказкапрозайцев
Круглый стол
Временагода
ПроМурочку-Мурысоньку
Муркавогородсобирается
КакМурочкаДедаМорозабудила Дед
Мороз
СнегурочканаНовогоднейелкевлесу
Волчья песня

Бременскиемузыканты
Возьмименяссобой А
что у вас?
Вот так мастера
Какстатьбольшим

Даша и Маша
Горшочеккаши
Чьи это уши?
Историяотом,какмышатапомогли
зайчатам найти свой дом
Красныйфонарик
Колесо
Бычок-смолянойбочок
Коза-обманщица

Перспективныйпланзанятийдетей2годобучения
сентябрь

1. Цыпленокиегосемья

2. Историяотом,какЦыпи

Цыпа свой дом искали

1. Двигательноеупражнение

«Мчитсяпоезд»
2. Стихотворениесдвижением
«Петушок»
3. Пальчиковаягимнастика
«Курица»
4. Подвижнаяигра«Кошкаи
цыплята»
1. Двигательное упражнение
«Мчитсяпоезд»
2. Стихотворениесдвижением
«Петушок»
3. Пальчиковаягимнастика
«Улитка»

3. Белаякозочка

4.УкошкиДеньрождения

октябрь

1. Лесныезвезды

2.Зайка-огородник

3.Любимоекушанье

4.Дороганамельницу

ноябрь

1. Верные друзья

2. Сказка

прозайцев

4.Двигательныеупражнения
«Мы—птички»
1. Двигательныеупражнения
«Мы—птички»
2. Пальчиковаягимнастика
«Курица
3. Игра«ШелМолчан»
1. Пальчиковаягимнастика
«Улитка»
2. Упражнение«Киска»на
развитиекоординацииречии
движения
3. Ритмическаяигра
«Барашек»
4. Скороговорка«Щенок»
1. Упражнение«Киска»на
развитиекоординацииречии
движения
2. Ритмическаяигра
«Барашек»
3. Фонопедическое
упражнение «Осенниелистья»
4. Пальчиковаяигра«Улитка»
1. Ритмическоеупражнение
«Барашек»
2. Двигательныеупражнения
«Козочка»
3. Пальчиковаяигра«Сосна»
4. Фонопедические
упражнения«Лесныежители»
1. Пальчиковаяигра«Сосна»
2. Скороговорка«Трисороки»
3. Упражнениенаувеличение
продолжительности выдох
«Ежик»
4. Игранавнимание«Погоня»
1. Пальчиковаяигра
«Листопад»
2. Игранавнимание«Наконескакуне»
3. Пальчиковаяигра«Сосна»
4. Ритмическаяигра«Воробьи
и вороны»
1. Пальчиковаяигра
«Листопад»
2. Чистоговорка[ц]
3. Песня«Ежикимыши»с
движениями
4. Игранавнимание«Наконескакуне»
1. Пальчиковаяигра
«Листопад»
2. Двигательноеупражнение
«Зайки»
3. Массажрук«Умывалочка»
4. Чистоговорка[б-б]
5. Игранавнимание«Наконе-

3. Круглый год

4. Временагода

декабрь

1. ПроМурочку-мурысоньку

2. Муркавогородсобирается

КакМурочкаДедаМороза
будила
3.

4. ДедМороз

январь

1. Снегурочканановогодней
елке в лесу

скакуне
1. Ритмическаяигра«Воробьи
и вороны»
2. Английскаянароднаяпесня
«Зарядка»
3. Массажрук«Умывалочка»
4. Двигательноеупражнение
«Зайки»
1. Упражнение«Деревья»на
напряжение и расслабление
мышц
2. Массажрук«Умывалочка»
3. Русскаянароднаяпотешка
«Кисонька-Мурысонька»
4. Английскаянароднаяпесня
«Зарядка»
1. Английскаянароднаяпесня
«Зарядка»
2. Упражнение «Деревья» на
напряжение1ирасслабление
мышц
3. Русскаянароднаяпотешка
«Кисонька-Мурысонька»
4. Стихотворение«МурочкаСнегурочка» с движениями
1. Упражнение«Деревья»на
напряжение и расслабление
мышц
2. Стихотворение«МурочкаСнегурочка» с движениями
3. Упражнениедлярук
«Маленькие снежинки»
4. Двигательныеупражнения
«Дорожка»
1. Русскаянароднаяпотешка
«Кисонька-Мурысонька»
2. Двигательныеупражнения
«Дорожка»
3. Игра«Догонялкисмишкой»
4. Упражнениедлярук
«Маленькиеснежинки»
5. Стихотворение«МурочкаСнегурочка» с движениями
1. Упражнениедлярук
«Маленькиеснежинки»
2. Стихотворение«Какна
горкеснег»сдвижениями
3. Игра«Догонялкис
Мишкой»
4. Фонопедическое
упражнение«Зверюшки»
1. Двигательноеупражнение
«Дорожка»
2. Пальчиковаяигра«Елочка»
3. Стихотворение«Какна
горкеснег»сдвижениями
4. Игра«ДогонялкисМилкой»

2.Волчьяпесня

февраль
1. Петушок

2.

Лисичкасоскалочкой

3.Петухдасобака

4.Бременскиемузыканты

март

1. Возьмименяссобой

5.Упражнениедлярук
«Маленькиеснежинки»
1. Двигательноеупражнение
«Дорожка»
2. Пальчиковаяигра«Елочка»
3. Стихотворение«Какна
горкеснег»сдвижениями
4. Упражнениенаразвитие
дыхания «Кукареша»
1. Стихотворение с
движениями«Какнагорке
снег»
2. Песня«Строим дом»
3. Упражнениедлярук
«Маленькиеснежинки»
4. Упражнениена
координациюречиидвижений
«Хозяюшка»
5. Упражнениенаразвитие
дыхания «Кукареша»
1. Стихотворение с
движениями«Какнагорке
снег»
2. Песнясдвижениями
«Строимдом»
3. Упражнениенаразвитие
дыхания «Кукареша»
4. Упражнениена
координациюречиидвижений
«Хозяюшка»
5. Двигательноеупражнениена
развитие слухового внимания
«Побежали»
1. Упражнениена
координациюречиидвижений
«Хозяюшка»(
2. Пальчиковаяигра«Гусь»
3. Игра «Мышеловка»
4. Упражненияна
координациюречиидвижений
«Лиса»
5. Песня«Строим дом»
1. Упражнениена
координациюречиидвижений
«Хозяюшка»
2. Игра «Мышеловка»
3. Упражнениена
координациюречиидвижений
«Лиса»
4. Коммуникативнаяигра
«Оладушки»
1. Упражнениенаразвитие
дыхания «Самолет»
2. Фонопедические
упражнения«Машина»
3. Упражнениенаразвитие
внимания «Светофор»

2. Ачтоувас?

апрель

3.

Воттакмастера

4.

Какстатьбольшим

1. Машаи

2.

Даша

Горшочеккаши

Какмышонокстал
трудолюбивым
3.

4.

Сказкапробурогомишку и

4.Игранаразвитиевнимания
«Молодойсолдат»
1. Игра «Мышеловка»
2. Упражнениенаразвитие
дыхания«Воздушныйшар
3. Коммуникативнаяигра
«Оладушки»
4. Фонопедические
упражнения«Машина»
5. Пальчиковаяигра«Иголка»
6. Хоровод«Будеммаме
помогать»
1. Фонопедические
упражнения«Машина»
2. Хоровод«Будеммаме
помогать»
3. Ритмическаяигра
«Сапожник»
4. Диалог«Сапожник»
5. Упражнение на развитие
дыхания«Воздушныйшар»
1. Стихотворение с
движениями«Тик-так»
2. Пальчиковаяигра«Иголка»
3. Упражнение на развитие
дыхания«Воздушныйшар»
4. Ритмическаяигра
«Сапожник»
5. Диалог«Сапожник»
6. Комплексобщеразвивающих
упражнений «Дождик»
1. Двигательныеупражнения
«Влес»
2. Пальчиковаяигра«Иголка»
3. Русскаянароднаязакличка
«Солнышко»
4. Упражнение на развитие
дыхания«Воздушныйшар»
5. Стихотворение с
движениями«Тик-так»
1. Русскаянароднаязакличка
«Солнышко»
2. Пальчиковаяигра«Иголка»
3. Стихотворение с
движениями«Фиалка»
4. Двигательноеупражнение
«Сапожок»
1. Русскаянароднаязакличка
«Солнышко»
2. Двигательноеупражнение
«Побежали»
3. Двигательноеупражнение
«Сапожок»
4. Ритмическаяигра
«Молотки»
5. Песня«Варись,каша!»
1. Хороводнаяигра«Амыпо

мышку-вертушку

май

1. Чьиэтоушки

Историяотом,какзайчата
помоглимышонкудомнайти
2.

3.

Красныйфонарик

4.

Колесо

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙРАЗДЕЛ
Примерныйпланзанятия
1. Вводныйблок:Приветствие,разминка1-2мин
2. Основнаячасть:
• Гимнастикадляречевогоаппарата,распевки,
• Пальчиковаягимнастикаиигры,
• Упражнениедляразвитияобщеймоторики,
• Ритмическиеупражнения,музицирование,
• Музыкально-ритмические игры.5-10мин

лесугуляли»
2. Стихотворение с
движениями«Фиалка»
3. Песня«Варись,каша!»
4. Хороводнаяигра«Налесной
полянке»
1. Стихотворение с
движениями«Фиалка»
2. Ритмическаяигра
«Молотки»
3. Подвижнаяигра«Филини
мыши»
4. Песня«Варись,каша!»
1. Пальчиковаяигра«Десять
мышат»
2. Двигательныеупражнения
«Мышинаязарядка»
3. Массажрук«Умывалочка»
4. Хороводнаяигра«Налесной
полянке»
5. Подвижнаяигра«Филини
мыши»
1. Пальчиковаяигра«Десять
мышат»
2. Стихотворение с
движениями«Семейка»
3. Подвижнаяигра«Филини
мыши»
4. Массажрук«Умывалочка»
5. 'Песня«Варись,каша!»
1. Игранавнимание
«Автомобиль»
2. Двигательныеупражнения
«Щенок»
3. Игра«Лягушкиицапля»
4. Пальчиковаяигра«Десять
мышат»
5. Стихотворение с
движениями«Семейка»

3. Заключительныйблок:
• Заключительнаяразминка,
• Итогизанятия,
• Поощрительныймомент.2-3мин
Формывзаимодействиясродителями
Залогомуспешнойработыпоразвитиюречиикоррекцииречевых
нарушенийявляетсявзаимодействиессемьей.Важно,чтобыродители
закрепляли с детьми те знания и умения, с которыми воспитанники
познакомилисьнакружковыхзанятиях.
Ежегодносродителямидетей,обучающихсяпопрограмме
«Логоритмика»,проводитсятематическоесобрание«Рольлогоритмикив
развитии речи детей». Родители узнают о том, какое значение имеет
логоритмика для воспитания и развития дошкольников, знакомятся с
принципамиисодержаниемпрограммы«Логоритмика».Втечениеучебного
годапроводятсяиндивидуальныеконсультациидляознакомленияродителей с
динамикой речевого и общего развития детей. В конце учебного года
проводится отчетное мероприятие.

Особенности организации предметно-пространственной
развивающей образовательной среды
Предметнаяразвивающаясреда
способствуетохранеиукреплению
физического и психического здоровья ребенка, полноценномуразвитию
личности.
Логоритмическиезанятияпроводятсявмузыкальномзалес
использованием специального оборудования и материалов.
• Оборудование:зеркала,фортепиано,музыкальныйцентр,проектор,
экран, ноутбук, набор аудио- и видеозаписей для просмотра и
прослушиваниямузыкально-ритмическихупражнений.
• Атрибуты:маскиикостюмызверей,птиц,игрушки,массажныемячи,
ленты, обручи, предметные картинки по лексическим темам, муляжи
овощей и фруктов.
• Детскиемузыкальныеинструменты:бубны,погремушки,деревянные
ложки, дудки, колокольчики, металлофоны.
Системамониторинга

Диагностиканеречевыхпсихическихфункций
(поН.В.Серебряковой,Л.С.Соломахе)
Диагностикапроводитсявначалеучебногогодаучителем-логопедоми
музыкальным руководителем с целью исследования состояния слухового
вниманиядетей,восприятияивоспроизведенияритма,умения
ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой
моторики.Результатыдиагностикиучитываютсяприсоставлениипланов
логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное
исследованиепроводитсявконцеучебногогода,чтобыпроследитьдинамику
изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе
логоритмических занятий.

Критерии:
Слуховоевнимание
1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала:
бубен,погремушка,дудочка,гармоника»).По1баллузакаждуюугаданную
игрушку.
2. Определениенаправленияисточниказвука(музыкальнойигрушки)–
впереди,сзади,справа,слева.По1баллузакаждоеугаданноенаправление.
Восприятие ивоспроизведениеритма
1- йэлемент:

-- ..-

2- йэлемент:

-..--

3- йэлемент:

--…

4- йэлемент:

… --

По1баллузакаждоеправильноевоспроизведение.
Ориентированиевпространстве
1. Правойрукойпоказатьлевыйглаз,левойрукой –правоеухо. По
1 баллу за правильное выполнение.
2. Показатьпредметы,которыенаходятсясправа,слева,вверху,внизу,
впереди, сзади.
По1баллузакаждоеправильноуказанноенаправление.

Состояниеобщеймоторики
1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных
движенийсначалапопоказупедагога,затемпословеснымуказаниям.
Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:
• силудвижений,
• точностьдвижений,
• темпдвижений,
• координациюдвижений,
• переключениеотодногодвижениякдругому.
Состояниемелкоймоторики
1. Точностьдвижений.Детямпредлагаютпоказатьфигурыпальцами–коза,
корзинка, кошка. По 1 баллуза 1 правильно выполненную фигуру.
2. Темпдвижений.Детямпредлагаютпоигратьвпальчиковуюигру
«Апельсин».Оценкаот1до3-х.
3. Синхронностьдвиженийправойилевойруки.Детииграютв
пальчиковуюигру«Мыкапустусолим,солим».Оценкаот1до3-хбаллов.
4. Переключениеотодногодвижениякдругому.
• «Игра на рояле»(пальцы 1 – 5, 2 – 4,5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 –
3–2–1).По1баллузакаждоеправильновыполненноеупражнение.
• Игра«Кулак–ладонь–ребро(правой,затемлевойрукой).По1баллу.
• Чередованиедвижений:праваярука–ладонь,леваярука–кулак,
далее – наоборот. По 1 баллу.
Максимальноеколичествобалловзачетырезадания–21балл.
Результатызаносятсявсводнуютаблицу(Таблица4).
ЛИТЕРАТУРА
• Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального
сопровождения. М., 2006.
• Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет.
М., 2010.
• Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Новые логопедические распевки,
музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, СD.- СПб,
2012.
• Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Ладушки. Программа по
музыкальномувоспитанию детей дошкольного возраста. – СПб, 2010.

• КартушинаМ.Ю.Логоритмикадля малышей:Сценариизанятийс
детьми 4-5лет. - М., 2005.
• КартушинаМ.Ю.Логоритмикадля малышей:Сценариизанятийс
детьми 5-6 лет. - М., 2005.
• Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду:
Методическое пособие. – М., 2004.
• Кныш В.А. и др. Логоритмические минутки:тематические занятия для
дошкольников. – Минск, 2009.
• КузнецоваЕ.В.Логопедическаяритмикавиграхиупражненияхдля детей с
тяжелыми нарушениями речи. -М., 2002.
• Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.
Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.,2005.
• НищеваН.В.Системакоррекционнойработывлогопедическойгруппе для
детей с общим недоразвитием речи. – СПб, 2001.
• Системамузыкально-оздоровительнойработывдетскомсаду:занятия,
игры, упражнения / авт.-сост. О.Н.Арсеневская. - Волгоград, 2013.
• ТкаченкоТ.А.Учимговоритьправильно.–М.,2003.
• Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие
мелкой моторики. – М., 2013.
• От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа
дошкольногообразования/Подред.Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,
М.А.
Васильевой. – М., 2014.
• Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В. Программа
логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у
детей. – М., 2014.
• Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по
преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. –
М., 2014.
• ЦвынтарныйВ.В.Пальчикамииграем–речьразвиваем.-СПб,2002.
• Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. М., 2007.
Таблица4.Результатыдиагностикинеречевыхпсихическихфункцийна
логоритмических занятиях (в баллах)
№ ФИО
п ребенк
а
/
п

Слуховое
внимани
е

Восприяти Ориентиро Состояни
еи
вка в
е общей
воспроизвед пространс моторики
ениеритма
тве

н

н

к

к

н

к

н

к

Состояние
мелкой
моторик

н

к

уровень

н

к


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».