ИЗОСТУДИЯ-6-7

1

СОДЕРЖАНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ .............................................................................................. 3
Пояснительнаязаписка ............................................................................................3
Целиизадачиреализациирабочейпрограммы ..................................................... 4
Принципыиподходыкформированиюпрограммы ............................................... 5
Информационно-методическоеобеспечениепрограммы.................................... 5
Видыитехникинетрадиционногорисования.......................................................... 5
Планируемыерезультатыосвоениярабочейпрограммы ..................................... 8
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙРАЗДЕЛ
Календарно-тематическоепланированиепонетрадиционномурисованиюс
детьми старшего дошкольного возраста ............................................................. 9
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙРАЗДЕЛ
Материально–техническоеобеспечениепрограммы ........................................ 28
Организацияразвивающейпредметно-пространственнойсреды ........................... 31
Заключение .............................................................................................................. 32
Списоклитературы ................................................................................................... 33

2

Пояснительнаязаписка
«Чембольшемастерствавдетскойруке,темумнееребёнок».
В.А.Сухомлинский
Формирование творческой личности – одна из важных задач
педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней
начинается её развитие с дошкольного возраста. Как утверждаютмногие педагоги
- все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать
эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить
их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественнотворческие способности, ребёноксоздаётновые работы (рисунок, аппликация).
Придумывая что-то неповторимое, он каждый разэкспериментирует со способами
создания объекта.
Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного
наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа
(композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами.Таким
образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок
видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет
деятельность его воображения.
Программа кружка «Юный художник», знакомит детей дошкольного возраста с
нетрадиционными способами рисования, расширяет и углубляет знания,
полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.
Актуальностьпроблемывоспитаниягармонично-развитой
личности,
предполагает развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала,
специальных способностей, позволяющих ему реализоваться в различныхвидах и
формах художественной и творческой деятельности. Нетрадиционное рисование
доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность
использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных
материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных
художественных техник рисования, способствуют развитию детской
художественной одаренности, творческого воображения, художественного
мышления и развитию творческого потенциала. Использование нетрадиционных
приемов и техник в рисовании также способствует развитию познавательной
деятельности и творческой активности.
3

При реализации программы ежемесячно организуются выставки работ детей,
которые органично вписываются в пространство группы, способствуют
формированию гармоничному развитию личности ребёнка. Программа
разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным
Стандартом и является инновационным образовательным программным
документом.
Новизна данной программы в комплексности содержания, и в том, что она
знакомит детей со способами нестандартного рисования, дополняет основные
образовательные курсы по изобразительной деятельности, художественному
конструированию, по работе с природным и бросовым материалом. Рисование
дает возможность ребенку выразить то, что в силу возрастных ограничений он не
может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй
план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно
свободен.
Отличительные особенности данной образовательной программы: занятия
отличаются от занятий запланированных программой детского сада, но являются
не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания,
полученные на основныхзанятияхпо изобразительной деятельность. Дети учатся
работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми
материалами. Учатся свободно выражать свой замысел. Развивают творческие
способности, воображение и полётфантазии. Воспитывается уверенность всвоих
творческих возможностях, через использование различных изобразительных
технологий.
Педагогическая целесообразность предполагаемой программы состоит в
том, что специфика искусства, особенности языка различных его видов придают
художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и
развития подрастающего поколения.
Цель:созданиеусловийдля развитиятворческихспособностейзаложенных в
ребенке через использование нестандартного рисования.
Задачи:
-

познакомитьдетейсмногообразиемнетрадиционныхтехникрисования;

учить детей сочетать их с элементами лепки и аппликации, используя
природный и бросовый материал;
вызватьжеланиедетейприменятьнетрадиционныетехникирисованияв
самостоятельной деятельности;
4

развивать цветовосприятие,чувства
композиции
и
воображение, фантазию, творчество, самостоятельность;

-

ритма,

воспитывать аккуратность, интерес к рисованию, умение доводить начатое
дело до конца.
Возраст старшыйдошкольныйвозраст6-7лет.
Срокреализации:программарассчитанана1годобучения.
Режимзанятий:Занятияпроводятся2раза
половине дня.

внеделю

30минутвовторой

Принципы организации: построение образовательной деятельности на
основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, прикоторомсам ребенок
становится активным в выборе содержания своего образования, становится
субъектом образования; учёт возрастных и психологических особенностей детей;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы
детей в различных видах деятельности; игровая форма подачи материала.
Информационно-методическоеобеспечениепрограммы:
Дляосвоения программыиспользуются разнообразные приёмыиметоды. Выбор
осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей:
–

словесные(беседа,объяснение,познавательныйрассказ);

–

наглядные(картины,схемы,образцы,рисунки);

–

методнаблюдения(прогулки);

–

игровые(дидактические,развивающие,подвижные);

–методпроблемногообучения(самостоятельныйпоискрешениянапоставленное
задание).
Видыитехникинетрадиционногорисования.
Учитываявозрастныеособенностидошкольников,овладениеразными
умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования
рекомендуетсяиспользоватьособенныетехникииприёмы.
Детистаршегодошкольноговозрастамогутосвоитьследующиетехники
нетрадиционного рисования:
Монотипияпредметная
5

Средствавыразительности:пятно,цвет,симметрия.
Материалы:плотнаябумагалюбогоцвета,кисти,гуашьилиакварель.
Способполученияизображения:ребенокскладываетлистбумагивдвоеина одной
его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы
выбираютсяси-мметричные).Послерисованиякаждойчастипредмета,покане высохла
краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка.
Затемизображениеможноукрасить,такжескладываялистпослерисования нескольких
украшений.
Монотипияпейзажная
Средствавыразительности:пятно,тон,вертикальнаясимметрия,изображение
про-странства в композиции.
Материалы:бумага,кисти,гуашьлибоакварель,влажнаягубка,кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребёнок складывает лист пополам. На одной
поло-винелистарисуетсяпейзаж,надругойполучаетсяегоотражениевозере, реке
(от-печаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели
высохнуть. Поло-вина листа, предназначенная для отпечатка, протирается
влажнойгубкой. Исход-ныйрисунок,послетого,какснегосделаноттиск,
оживляетсякрасками,чтобыонсильнееотличалсяототпечатка.Длямонотипии также
можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю
наноситсярисуноккраской,затемонанакрываетсявлажнымлистомбумаги.
Пейзаж получается размытым.
Кляксографияструбочкой
Средствавыразительности:пятно.
Материалы:бумага,тушьлибожидкоразведеннаягуашьвмисочке,пластиковая
ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой
краску,выливаетееналист,делаянебольшоепятно(капельку).Затемнаэто
пятнодуетизтрубочкитак,чтобыееконецнекасалсянипятна,нибумаги.При
необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Отпечатки листьев
Средствавыразительности:фактура,цвет.
Материалы:бумага,гуашь,листьяразныхдеревьев(желательноопавшие,кисти).
Способполученияизображения:ребёнокпокрываетлистокдеревакрасками
разных цветов, затем прикладывает его
окрашеннойсторонойкбумагедляполученияотпечатка.Каждыйразберется новый
листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Рисованиепальчиками
Средствавыразительности:пятно,точка,короткаялиния,цвет.
6

Материалы:мисочкисгуашью,плотнаябумагалюбогоцвета,небольшиелисты,
салфетки.
Способполученияизображения:ребёнокопускаетвгуашьпальчикинаносит точки,
пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.
После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисованиеладошкой
Средствавыразительности:пятно,цвет,фантастическийсилуэт.
Материалы:широкиеблюдечкисгуашью,кисть,плотнаябумагалюбогоцвета,
листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть)
или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на
бумаге.Рисуютиправой,илевойруками,окрашеннымиразнымицветами. После
работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Восковыемелки+акварель
Средствавыразительности:цвет,линия,пятно,фактура.
Материалы:восковыемелки,плотнаябелаябумага,акварель,кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой
бумаге.Затемзакрашиваетлистакварельюводинилинесколькоцветов.Рисунок
мелками остается не закрашенным.
Свеча+акварель
Средствавыразительности:цвет,линия,пятно,фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способполученияизображения:ребёнокрисуетсвечойнабумаге.Затем
закраши-ваетлистакварельюводинилинесколькоцветов.Рисуноксвечой остается
белым.
Набрызг
Средствавыразительности:точка,фактура.
Материалы:бумага,гуашь,жесткаякисть,кусочекплотногокартоналибо пластика
(55 см).
Способ полученияизображения:ребёнокнабираеткраскуна кистьи ударяеткистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью
в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Тычокжёсткойполусухойкистью.
Средствавыразительности:фактурностьокраски,цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, плотная бумага.
Способ полученияизображения:ребёнок опускаетвгуашькистьи ударяетеюпо бумаге,
держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким

7

образомзаполняетсявесьлист,контурилишаблон.Получаетсяимитация фактурности
пушистой или колючей поверхности.
Ниткография.
Средства выразительности: цвет, линия, фактура.
Материал:ворсистаянитка,листбумаги,краски,кисти.
Способполученияизображения:детивыкладываютнаполовинкелистабумаги
прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги,
придерживаялистрезковыдергиваютнитку.Можноиспользоватьнитиразных цветов.
Рисованиепомокрому.
Средствавыразительности: пятно.
Материалы:акварельнаябумага,вода,акварель,мягкаякисть.
Длявыполненияработынеобходимосмочитьлистчистойводой,апотомкистью или
каплями нанести изображение.
Онополучитсякакбыразмытоеподдождемиливтумане.
Мыльныепузыри.
Средствавыразительности:цвет,фактура,пятно.
Материалы:гуашь,жидкоемыло,вода,трубочкадлякоктейля,плотныйлист
бумаги.
В крышке смешать 5 ст. л. гуашь, 1 ст. л. мыло, 1 ч.л. воду. Опустите в смесь
трубочкуиподутьтак,чтобыполучилисьмыльныепузыри.Взятьлистбумаги,и
осторожно прикоснуться ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу.
Оттисксмятойтканью.
Средствавыразительности:пятно,фактура,цвет.
Материалы: блюдце, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого
пороло-на,пропитаннаягуашью,плотнаябумагалюбогоцветаиразмера,смятая
ткань.
Способполученияизображения:ребёнокприжимаетсмятуютканьк
штемпельнойподушкескраскойинаноситоттискнабумагу.Чтобыполучить другой
цвет, меняются и блюдце, и ткань.
Оттискфруктами.
Средствавыразительности:цвет,пятно.
Материалы:любыефруктыразрезанныепополам,блюдцесгуашью,плотная
бумага.
Способполученияизображения:ребенококунаетфруктвблюдцескраскойи наносит
отпечаток на бумагу.
Пуантилизм(рисованиетычком).
Средствавыразительности:цвет,пятно.
Материалы:емкостьсгуашью,ватнаяпалочка,листбумаги.
8

Способ получения изображения: ребенок окунает в емкость с краской, ватную
палочкуинаноситизображениеналист.Такимобразомзаполняетсявесьлист,
контурилишаблон.Принеобходимости изображениедорисовываетсякистью.
Основные применяемые технологии:
- Здоровьесберегающиетехнологии.
- Личностно-ориентированнаятехнология.
- Игровыетехнологии
- Технологияисследовательскойдеятельности
- ИКТ
Планируемые результатыосвоенияпрограммы:
Кконцуучебногогодаребёнок:
 уверенвдействияхиответахвтечениеНОД;
 активенвсамостоятельномвыбореизобразительныхматериалови
расположении изображения на листе;
 уверенноиспользует способынестандартногораскрашивания;
 умеетэкспериментироватьсизобразительнымиматериалами;
 ожидаетчёткиеобъясненияпедагогомзнакомогоспособарисования;
 проявляет фантазию,художественноетворчество;
 умеетпередаватьличноеотношениекобъектуизображения;
 завершаетработыдекором;
 умеетштриховать,наноситьразличные линиицветнымикарандашами;
 умеетнаноситьмазкикраскиузкойиширокойкистью;
 умеетузнавать,называтьосновныецвета,оттенкикрасокисмешиватьих;
 умеетправильноиспользоватькисти,клейипластилинвработе;
 умеетиспользоватьтрафаретыипечатиприработе;
 завершаетработудекором;
 умеетубиратьзасобойрабочееместо.
Календарно-тематическоепланированиепонетрадиционномурисованиюс
детьми старшего дошкольного возраста
№

Тема
занятия

1. «Подсол
нух»

Нетрадиционные
техники

Задачи

Сентябрь
рисование
пальцами,
крупой

Совершенствовать
изобразительные
умения
9

Оборудование

Альбомныйлист,
гуашь,крупа

развивать
способностик
созданию
выразительных
образов,

2. «Витамин
ная
корзина»

Рисование по
мятой бумаге
(«художественный
мусор»)

3. «Моя
любимая
Чашка»

Пальцеграфия,
оттиск

4. «Жираф»

Рисование
ладошкой

5. Рябинав
вазе

Печатьлистьями,
рисование
пальчиками

используя
различнуютехнику
изображения.
Учитьдетей
рисоватьяблокина
ветке, закреплять
умение детей
наноситьодинслой
краски на другой с
использованием
технике по мятой
бумаге; расширять
знанияофруктах,о
полезныхсвойствах
продуктах.
Совершенствование
приемарисованияс
помощью пальцев,
развивать
творчество,
фантазию при
росписичашки.
Вспомнить с
детьмитехнику
рисования
(ладонью);
творческое
воображение,
внимание,мелкую
моторику и
координацию
движениярук
Совершентсвовать
умение детей
работатьвнетрд.
техниках
изображенияпечатьлистьямии
рисование
пальчиками,
продумывать
расположение
изображенияна
10

Альбомный
лист,краски

Альбомный
лист,краски

Листытонированной
бумаги А4, листья
рябины, гуашь.

6. Кленовые
ветки в
вазе

Аппликацияиз
ладошек

листеориентируясь
нанатуру.
Упражнять в
уменииобводить
контур
непрерывной
линией,неотрывая
карандашотлиста.
Упражнятьумении
правильнодержать
ножницы и
вырезать по
контуру,соблюдать
технику
безопасности.

Листы А3, цветной
картон,
простые
карандаши,
ножницы,
клей
карандаш.

7.
8. Осеньна
реке

Монотопия
пейзажа

Октябрь

Учитьдетей
рисоватьосенний
пейзаж в
нетрадицилнной
техн.Изображениямонотопия
пейзажная.
Развиватьчувтсов
композиции.

ЛистА4,акварель

1.

Матрёшка

Рисование
пальчикамии
ватными
палочками

Познакомитьдетей
с историей
рождения русской
деревянной
игрушки;развивать
умение украшать
силуэт Загорской
матрешки.

Ватныепалочки,
краски,трафарет
матрешки, лист,
простойкарандаш

2.

Здоровые
зубы

Рисование
ватными
палочками и
зубнойпастой

Познакомить детей
снетрадиционными
художественными
техниками:
рисованиеватными
палочкамиизубной
пастой

Картон темного
цвета,белаязубная
паста, ватные
палочки

Интуитивное
рисование

Познакомитьс
техникой
интуитивного
рисования,
развивать
творческие
способностии

Гуашь, кисти –
щетина, листы
плотнойбумаги,
салфетки

3. Осеннее
дерево

11

фантазию.
4. Дерево с
яблоками

Кляксография
трубочкой

Познакомитьдетей
с приемом
рисования –
кляксография
трубочкой;
развивать
воображение,
фантазию,интереск
творческой
деятельности.

Акварель,кисти,
трубочки

9. Мои
любимые
герои
сказок

Пластилинография

Совершенствовать
умениевсоздании
лепнойкартинына
горизонтальной
поверхности.
Развиватьмелкую
моторику

ЛистыкартонаА4,
пластилин

10. В мире
животных

Работамокрой
бумагой

Расширятьи
закреплять знания
детейобобитателях
животного мира.
Познакомитьдетей
с техникой работы
мокрой бумаги.

ЛистА4,силуэты
животныхразных
мест обитания,
акварель.

11. Сокрови

Рисование
веревочкой

Расширятьи
закреплять знания
детей о подводном
мире.Познакомить
с нетр. техн. –
рисование
веревочкой

Лист А4,простой
карандаш,шерстянн
ая нитка, акварель

Мягкаяросписьпо
ткани

Обогатить
изобразительный
опыт ребенка.
Способствовать
развитиюстойкого
интереса к
изодеятельности.

Белаяткань,тазикс
водой, гуашь

ще
подводно
го мира

12. Осень

12

Ноябрь
1. «Осенний
букет»

Набрызг

Развиватьудетей
художественнотворческие
способностис
помощью
нетрадиционной
техникирисования
– (набрызг).
Обучать
особенностям
изображения
объектов с
помощьюданной
техники

2. «Волшебн
ые
бабочки»

Набрызг

Развиватьмелкую

ЛистА4,зубная
щетка, гуашь

моторику,
цветовосприятие,
эстетические
восприятие,
воспитывать
бережное
отношениек
природесредствами
искусства

3. «Звездное
небо»

Набрызг

Формироватьу
детей умение
работатьвтехнике
«набрызг.Учить
формировать
композицию
рисунка,
передаватьв
особенности
ночного,звёздного
неба.

4. «Зайчонок
»

Рисование
ластиком

Познакомитьдетей
с нетрадиционной
техникой
изображениярисование
13

ЛистА4
затонированный
простым
карандашом,ластик

ластиком.
Совершенствовать
умение
штриховать,
используядлинные,
ровные штрихи в
одномнаправлении
5. Профессии Восковыемелкии
,которые
акварель
мне
нравятся

6.

Рисункииз
ладошки

7. Первый
снег

8.

«Берёзав
снегу»

Учитьотражатьв
рисунке
выразительность
внешнего вида
людей разных
профессий,
используя нетр.
технику.Развивать
творчество и
фантазию

ЛистА4,восковые
мелки, акварель

Рисование
ладошкой

Развивать
воображениеи
чувство
композиции,
опираясь на
превращение
силуэталадонив
изображение.

ЛистА4,цветные
карандаши,
восковыемелки

Рисованиекистью
и ватными
палочками

Учитьиспользовать
в своей работе
несколькотехник.
Воспитывать
интерес к
изображению
природныхявлений,
желание создать
что-тоновое.

Методтычка

Развивать
эмоциональночувственное
восприятие.
Совершенствовать
умение
14

Тонированная
бумагаА4,гуашь

пользоваться
методомтычка.
Воспитывать
эстетическийвкус,
активность,
самостоятельность
Декабрь
1.

«Узорына
окнах»

(Раздуваниекапли)

2. «Волшебн Рисование солью
ая
снежинка»

Развивать
ассоциативное
мышление,
воображение,
желаниесоздавать
интересные
оригинальные
рисунки.
Познакомить
детейстехникой
«Раздуваниекапли»,
учитьеюактивно
пользоваться.
Познакомить с
новойтехникой
рисования –
рисование солью.
Развиватьинтереск
творчеству

Тонированная
бумага, белая
бумага, гуашь,
пипетка, салфетки
матерчатые и
бумажные,банкис
водой.

ЛистА4,соль,клей
ПВА, гуашь

«Звёздное
небо»

Фотокопия
(рисованиесвечой
или восковыми
мелками)

Вызвать
эмоциональный
отклик в душе
ребёнка.Развивать
воображение,
художественное
восприятие,стойкий
интерес к процессу
рисования.
Воспитывать
эстетическийвкус,
активность,

Белаябумага,синяя
или черная гуашь,
ватные там-поны,
клеенка или газета,
свеча,

4. «Невидим
ки»
(Линия,

Рисованиелинийс
закрытыми
глазами.

Упражнятьдетейв
различении
характерамелодии

Листы бумаги А 4,
по2платочка(один
тёплоготона,

3.

15

как
средство
выразител
ьности)

и соответственно ей другой-холодного
подбиратьцвет,тон, тона), карандаши.
линию. Учить детей
видеть в линиях
различные
предметы.

5. «Новогодняя Техникаграттаж
ночь»

Продолжить
знакомствостехникой
рисования «граттаж».
Учить рисовать,
сочетая в рисунке
разныематериалы:
восковыемелки,гуашь.
Учить детей умению
отражать в рисунке
признаки праздника –
встречи нового года.
Закрепить умение
создаватькомпозицию.
Развивать образное
восприятие,творчество

ЛистА4,восковые
мелки, гуашь

Закрепить навыки
умения работать с
красками, умению
смешивать краску.
Помочьвовладении
изобразительными
навыками и
умениями.

ЛистА4,соль,
гуашь

6.
7.
8.
Январь
1. «Тарел
ка для
кота».

2. «Следы
зверейна
снегу»

Рисование,солью,
гуашь

Штампы

Закрепить умение ЛистА4,краски
рисоватьштампами.
Учить
детей
передавать силуэт
следа
животных;
поощрять
творческие находки
истремлениедетей
16

3. «Флаг
России»

4. «Розы» -

5. «Елочка»

Волшебные
опилки

техника
монотипия

Кляксография

6. Снегири
наветке

Пуантилизм
(рисование
ватными
палочками)

7. Зимний

Кляксография

ксамостоятельному
решению образа.
ЛистА4,опилки,клей
Активизировать
экспериментирован ПВА,гуашь
ия дошкольников,
способствовать
использование
в
качестве
изобразительногои
декоративного
материала
всего
того,чтонаходится
под рукой: песка,
опилок, листьев и т.
д.
Продолжатьучить
ЛистА4,краски
детей рисовать в
технике
«Монотипия».
Развиватьчувство
цвета и
композиции.
Вызвать желание
детей передавать
своивпечатленияот
восприятия
предметоввизодеятельности,
подводитьихк
осознанию
выразительного
образа
Формировать у
детейобобщённое
представление о
птицах.Пробуждать
интерес детей к
известным птицам.
Учитьрисовать
снегирей,используя
шаблон и ватные
палочки

17

ЛистА4,краски

.Ватныепалочки,
бумага, гуашь,
простойкарандаш,
шаблон снегиря.

лес
8. Домикв
деревне

Рисование
пастелью
Февраль
Монотипия
(пятнография)

Закрепить
умение ЛистА4,краски
рисовать в технике
«монотипия».
Обогатить содержание
изобразительной
деятельности детей в
соответствии
с
задачами
познавательного
развития.
Развивать
декораторские навыки.
Учить
рисовать
раппопортныеузорыпо
всему
пространству
половины листа бумаги
и отпечатывания узора
на другую половину
листа,
путём
складывания
бумаги.
Развитиечувства цвета,
ритма,
формы.
Воспитывать
дружескиекачества.

2. "Зимний

Материалы:восковые
мелки, акварель,
свеча.

ЛистА4,свеча,
Продолжить
восковые
знакомить
детей
карандаши
использовать
восковые карандаши
совместно
со
свечкой
и
акварельными
красками.

3. «Натюрмо
рт »

рисование
ватными
палочками

4. «Семейка
змеек»

рисование
ватными
палочками

1.

«Конфета
длядруга»

лес".

Развивать
наблюдательность,
фантазию,
творчествои
воображение

ЛистА4,ватные
палочки

ЛистА4,ватные
Продолжать учить
палочки, краски
рисовать простым
карандашом,
18

вписывая
изображение в лист.
Продолжать учить
самостоятельно
подбирать
подходящие цвета и
рисовать
с
помощью
ватной
палочки.Упражнять
в
украшении
предметов точками.
Развиватьфантазию.
5. «Танк»

6.

«Военные
корабли»

Рисованиес
элементами
аппликации

Техника размытого
рисунка(рисованиепо
сырой бумаге)

Продолжать
знакомитьдетейс
праздником
защитника
Отечества. Учить
рисоватьвоенный
транспорт – танк,
используязнакомые
геометрические
формы.Развивать
умениевписывать
композициювлист,
закрашиваярисунок
фломастерами.
Развивать
воображение,и
самостоятельность
Создать условия для ЛистА4,краски
свободного
экспериментированияс
акварельными
красками и разными
художественными
материалами.
Учить
изображать море и
корабли в вдалеке,
способом
цветовой
растяжки
«по
мокрому».
Создать
условия для отражения
в рисунке туманного
впечатления.Развивать
творческое
19

7. «Микроби
ки» -

Кляксография

8. «Пингви
ны»

рисование
пастельными
мелками

воображение.

Знакомстводетейс
техникой
кляксография.
Развиватьфантазию
в
рисунке.

ЛистА4,краски

Учитьсоздавать
сюжетную
композицию,
рисоватьпингвинов
в виде кругов и
овалов. Учить
закрашивать
пастельными
мелками и
растушевкештрихов
ватным тампоном.
Продолжатьучить
понимать и
анализировать
содержание
стихотворения

ЛистА4,пастельные
мелки

Март
«Мимоза»

Рисованиетычком

2. «Букет
цветовдля
мамы»

Обрываниебумаги

1.

Закрепить
умение Лист А4, гуашь,
рисовать при помощи
кистищетинаили
тычка. Учить рисовать
цветы,
расширить ватные палочки
знания
о
цветах,
развивать эстетическое
отношение
к
окружающему
миру;
формировать
нравственные основы:
внимание и любовь к
близким,
желание
делать подарки.

Лист А4, цветная
Учить
техники
бумага, клей ПВА
обрывания бумаги;
закрепить
представление
о
свойствах
бумаги.
Развивать
цветовосприятие,
чувство композиции,
20

воображение.
Воспитывать
эстетические
отношения к образу
мамы
через
изображения цветов

3. «Сказочны
е цветы» –

4. «Подснежн
ики»

Граттаж

Акварель +
восковоймелок

5. «Ваза
с Монотипия
тюльпанам предметная,печать
по трафарету
и»

Познакомить с
новойтехникой
рисованияграттаж.
Формировать
уменияполучения
четких контуров
изображения
способом
процарапывания.
Учить рисовать
подснежники
восковыми
мелками, обращая
особое внимание
на склонённую
головку цветов.
Продолжатьучить
с помощью
акварели
передавать
весеннийколорит.
Развивать
цветовосприятие
Создать условия
для эстетического
отношения детей к
окружающемумиру.
Пробуждатьу детей
собственный
интерес к заданию,
предлагаемому
педагогом.
Продолжать
знакомить
с
нетрадиционной
техникойрисования
21

–

6.

«Березы
весной»

7. «Огни
ночного
города»–

8. Весеннее
дерево

Рисование тычком

Граттаж.

предметной
монотипией,
закрепить печать по
трафарету.
Продолжать
Лист А4, гуашь,
знакомить детей с кистищетинаили
техникойрисования ватные палочки
тычком.
Вызвать
эмоциональную
отзывчивость,
удовольствие
от
восприятиякартины.
Воспитывать
уважение к труду;
развивать
творчество.
Продолжать
знакомить
с
полезными
продуктами
питания.
Продолжать
знакомить детей с
техникойрисования
граттаж.
Воспитывать у
детей работать
индивидуально,
аккуратно

Рисованиепо
мокрому
Апрель

22

1. Звёздное
небо»

2.

Солнечная
система

3.

«Весеннее
небо»

4. «Гусенич
ка»

Набрызг

Рисование пастелью
масляной,восковыми
свечами
Рисование«по–
мокрому»

Печатание
донышком
пластиковой
бутылки

Продолжать
знакомитьдетейс
космосом,
космонавтами.
Подготовитьфон
для дальнейшей
работы способом –
набрызг,нарисовать
и вырезать из
картонатрафареты
планет,
космических
кораблей.
Воспитывать
интерескработе

Создать условия для
свободного
экспериментированияс
акварельными
красками и разными
художественными
материалами.
Учить
изображать
небо
способом
цветовой
растяжки
«по
–
мокрому».
Создать
условия для отражения
в рисунке весенних
впечатлений. Развивать
творческое
воображение.

Знакомствос
нетрадиционной
техникойрисования
донышком
пластиковой
бутылки.
Воспитание
бережного
отношенияилюбви
к окружающему
миру

23

5. «Веточка
цветущей
вишни»

6. «Морской
пейзаж»

Печатание
донышком
пластиковой
бутылки

Рисованиемазками

Закреплениеумения
рисовать цветы,
используя
нетрадиционную
техникурисования
(донышком
пластиковой
бутылки)
Продолжать
знакомитьдетейс
жанром пейзажа,
репродукциями
картин художников,
которыеизображали
море. Продолжать
учитьдетейрисовать
пейзаж, передавая
ближний и дальний
план.Учить
рисоватьмазками.
Развивать
художественный
вкус,чувствоцветаи
самостоятельность.

24

7. «Мишка,
мишка,
лежебока»

Штриховка
«петелькой»;
фломастеры

8. «Цыплята»

Штриховка
«зигзагообразная»

Учить рисовать
спящееживотное,
соблюдая
пропорции,формуи
строение тела.
Совершенствовать
способность
рисоватьконтур
простым
карандашомбез
нажима.Продолжать
учить передавать
фактуру меха с
помощью
неотрывной
штриховки
«петелькой».
Упражнятьв
рисовании
«петелькой».
Развивать
восприятиеобъёма.
Продолжатьучить
создаватьсюжетную
композицию.
Закреплятьумение
рисовать силуэт
цыплёнкапростым
карандашомбез
нажима.Закреплять
способность
вписывать
композициювлист.
Продолжать учить
передавать
пушистость
цыплёнка.
Упражнятьв
рисовании
зигзагообразной
штриховкой.

Май

25

1.

«Под
грибом»

2. «День
Победы.
Салютнад
городом»

Каракулеграфия

Закрепить навык
проведения линийс
соблюдением
контура
дорисовываемых
предметов,
развитие
воображения,
логическое
мышление,
зрительнуюпамять.

Цветнойграттаж

Познакомитьсновой
нетрадиционной
техникой рисования
- цветной граттаж.
Учитьнатиратьлист
картона свечой так,
чтобы он был
покрытслоемвоска.
Учить смешивать
гуашь с жидким
мылом и
закрашиватькартон.
Процарапывать
рисунокпалочкойи
дорисовывать
недостающиедетали
гуашью. Развивать
творческие
способности,
фантазию.

26

3. «Моя
первая
буква»

Разнообразной
нетрадиционной
техникойрисования

4. «Анютины
глазки» –

Ниткография

5.

«Волшеб
ные
цветы»

6. «Черёмуха

душистая,с
весною
расцвела…»

Батик

.
Кляксографияс
трубочкой,
рисование
ватными
палочками

Закрепить умение
детей рисовать
крупноиаккуратно.
Учить составлять
декоративный узор
из разнообразных
элементов.
Упражнятьдетейв
подборе красивых
сочетаний цветов.
Развивать у детей
творческие
способности,
наблюдательность,
чувство цвета,
самостоятельность.
Помочь научиться
выполнить работу
«Анютиныглазки».
Воспитывать
умение
доводить
начатое дело до
конца

Познакомить ребят
стехникойсоздания
рисунка на ткани –
батик.
Научитьизображать
цветы с
характерными
признаками.
Закреплять умение
продумывать
изображение
рисунка на листе.
Упражнять
в
рисовании веток в
нетрадиционной
технике
–
кляксография
с
трубочкой.
Совершенствовать
умение
использовать
рисование
27

Листы формата А4,
тушь или жидкая
разведённаягуашьв
мисочках,
пластиковые
ложечки,трубочки,
ватные палочки,
гуашь, салфетки

7. «Над
цветком
порхает,
пляшет,
Веерком
узорным
машет».

8. Одуванчи
ки в поле

Тычкование.
Экспозиция,
объединённая
общей темой

(соцветия) ватными
палочками
для
повышения
выразительности
рисунка.
Воспитывать
аккуратность
Познакомитьдетейс
нетрадиционной
техникой –
тычкование.
Закреплять
представление о
симметрии,како
средстве
выразительности
образа.

Продолжать
Тычок жесткой
полусухойкистью знакомить детей со
+манка(метод тычка) способомрисования
тычком жесткой
полусухой кистью,
упражнять в работе
с манкой, развивать
изобразительные
навыкииумения.
Листы бумаги,
кисти,манка,гуашь.

28

Картонные
силуэты
бабочек, квадраты из
цветнойдвухсторонней
бумагиразмером(2х2
см), карандаши, клей
ПВА в мисочке,
салфетки.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙРАЗДЕЛ
Материально–техническоеобеспечениепрограммы
Кабинет- помещение, предназначенное для специальных
необходимым для этого оборудованием.

занятий

Функциональноеиспользование кабинета.






Проведениеиндивидуальныхиподгрупповыхзанятий;
Индивидуальное консультирование;
Проведение кружков
Проведениемастерклассовсродителямиидетьми;
Педагогическое просвещение родителейвоспитанников в вопросах
детского творчества и его значимости.

Базовоеоснащениеизостудии.
 Столыдлядетей:4шт.
 Стулдлядетей:13шт.
 Полкидляизоматериалов:3шт.
 Стенкадляпособий:1шт.
 Подставкадляцветов:1шт.
 Мольберт:1шт.
 Магнитофон:1шт.
 Изобразительныйматериал
Художественные материалыиинструменты.
Количество
№
п/п Наименование
Кисти:






1

синтетика №6
синтетика №3
щетина№7
щетина№2
коза№6

Карандаши:






2

графитные,
цветные,
цветныетолстые
восковыевпластике
Восковые

20шт
20шт
20шт
20шт
20шт

20шт
5упаковокпо 24шт
4упаковкипо12шт
5упаковокпо12шт
8упаковокпо12шт

3

Пастельмаслянаяихудожественная

2упаковки

4

Краскиакварель

6штукпо12цветов

5

Гуашь

6наборовпо6цветов
29

с

6

Гуашь

4наборапо12цветов

7

Цветнаябумага

10наборов

8

Цветнойкартон

10наборов

9

Белыйкартон

10наборов

10 Ножницы

15штук

11 Краскидляткани«батик»

2набора

12 Трафареты

8штук

13 Печатки

12штук

1

8штук

Клей–карандаш
Клей ПВА

Наглядныепособия.
№
п/
п Наименование

Количество

1

Плакаты:
«Фрукты»,«Овощи»,«Азбукацвета»,«Цвета»

3штук

2

Репродукциикартин
Альбомпейзажнойживописи«Четыревременигода» Альбомы
репродукций.
«Четыревременигода.»
Альбом«Знакомствосжанровойживописью»

25шт.
1шт
1шт
1штуки

3

Изделиядекоративно-прикладногоискусства

22штук

4

Технологическиекарты:
«Шагзашагом»,«Море»,«Зоопарк»,«Игрушки»,«Природа»,
«Космос»

5
комплектов

5

Альбомысдекоративнымиросписями

5штук

Методическоеобеспечениепрограммы.

1. ГрибовскаяА.А.«Коллективноетворчестводошкольников»;Москва
творческий центр 2004г
2. Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников с графикой и
живописью»; методическое пособие; Москва 2004г
3. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»;
Москва 2008г
30

4. ДолженкоГ.И.«100поделокизбумаги»;Академияразвития2001г
5. Казакова Л.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста»; Москва
творческий центр 2005г
6. Комарова Т.С. «Обучение дошкольников технике рисования»; учебное
пособие к Программе под редакцией Васильевой М.А. 2005г
7. Лыкова И.А. программа «Изобразительная деятельность вдетском саду.
Подготовительная группа»; Москва. «Карапуз –дидактика» 2007г.
8. Лыкова И.А. программа «Изобразительная деятельность в детскомсаду.
Старшая группа»; Москва. «Карапуз – дидактика» 2007г.
9. Лыкова И.А. программа «Изобразительная деятельность в детскомсаду.
Средняя группа»; Москва. «Карапуз – дидактика» 2007г.
10. РемезоваЛ.А.«Играемсцветом»;Москва«Школьнаяпресса»2004г
11.
УтробинаК.К.«Увлекательноерисованиеметодомтычкас детьми 37 лет»;Москва издательство «ГНОМ и Д» 2001г
12.
ШвайкоГ.С.Программа«Занятияпоизобразительной деятельности
в детском саду. Подготовительная к школе группа»; Москва – Владос
2003г
13.
ШвайкоГ.С.Программа«Занятияпоизобразительной деятельности
в детском саду. Старшая группа» Москва – Владос 2003г
14.
ШвайкоГ.С.Программа«Занятияпоизобразительной деятельности
в детском саду. Средняя группа» Москва – Владос 2003г
15.
ФатееваА.А.«Рисуембезкисточки»;Академияразвития2006г

Организацияразвивающейпредметно-пространственной среды
Насыщение предметно-пространственной среды: подбор разнообразного
природного и бытового материала.
Принципыорганизации:

31











Принципсезонности:построениепознавательногосодержаниясучётом
природных и климатических особенностей данной местности в данный
момент времени.
Принципразвивающегохарактерахудожественногообразования.
Принцип природосообразности: постановка задач художественно творческого развития детей с учётом возрастных особенностей и
индивидуальных способностей.
Принципинтереса:построениесопоройнаинтересыдетей.
Личностно-ориентированногоподходаккаждомуребёнку;
·
Активности, контролируемости, индивидуального подхода в
обучении и художественном развитии детей, доступности материала,
его повторности, построения программного материала от простого к
сложному, наглядности.
·
Построение образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам
ребенок становится активным в выборе содержания своегообразования,
становится субъектом образования;
·
Учётвозрастныхипсихологическихособенностейдетей;
·
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание
ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений;
·
Поддержкаинициативыдетейвразличныхвидахдеятельности;
·
Игроваяформаподачиматериала;
·
СотрудничествоОрганизацииссемьей;
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства.

Заключение.
Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует
художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие
способностей, умений и навыков детей. Художественно-творческая
деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от
печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение,
32

обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих
способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно
проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно
дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая
фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так
же решаются задачи развития психических познавательных процессов:
восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные
технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки,
глазомера, координации движений. У детей формируется умение
ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах
материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается
познавательный интерес.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это
своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают
тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных
занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо
использовать для полноценного развития детей.
Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя
свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами
сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и
порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет
радость, дает новый толчок к творчеству.

1.
2.

Списоклитературы.
Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.:
Москва-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.; илл.
ВоспитательДошкольногоОбразовательногоУчреждения№3/2008;
№5,7/2009
33

3.
4.
5.

6.
7.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.:
Мозаика-Синтез, 2008.- 192с.: цв. вкл.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.
Подготовительная группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. 144с., 16 л. вкл.
Пастухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. (1
и 2 части). Издательство «Центр Проблем Детства», 1996.
Шкидская И.О. Аппликации из пластилина. – Ростов н/Д : Феникс,
2008. – 87.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».