ИЗОСТУДИЯ-2-4

СОДЕРЖАНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ .......................................................................................................................................... 3
Пояснительнаязаписка....................................................................................................................................3
Целиизадачиреализациирабочейпрограммы ........................................................................................ 4
Принципыиподходыкформированиюпрограммы .................................................................................... 5
Информационно-методическоеобеспечениепрограммы .........................................................................5
Видыитехникинетрадиционногорисования ................................................................................................ 5
Планируемыерезультатыосвоениярабочейпрограммы............................................................................. 8
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙРАЗДЕЛ
Календарно-тематическоепланирование по нетрадиционному рисованию сдетьми младшегодошкольного
возраста .................................................................................................................................................................... 9
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙРАЗДЕЛ
Материально–техническоеобеспечениепрограммы............................................................................... 28
Организацияразвивающейпредметно-пространственнойсреды ...................................................................... 31
Заключение ........................................................................................................................................................... 32
Списоклитературы ............................................................................................................................................... 33

Пояснительнаязаписка.
Изобразительная деятельность ребенка в раннем и дошкольном возрасте является одним из естественных
специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения
широкого круга задач воспитательно - образовательного характера.
Одной из важнейшихпроблем детской возрастной и педагогической психологии является проблема развития
мелкой моторики.
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые
способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного
мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями.
Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно
важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорное развитие, координация
движений - ключевые понятия для периода раннего возраста.
В данной программе большое внимание уделено различным техникам работы детей с красками: рисование
пальцами, рисование штампом, рисование кисточкой. Система занятий построена с учётом принципов
последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков.
Всетемы,входящиевпрограмму,изменяютсяпопринципупостепенногоусложненияматериала.
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и
дополнения по мере профессиональной необходимости.

Актуальность.
Заключаетсявтом,чторисованиеявляетсятемметодомобучения,которыйпозволяетформироватьвребёнке такие
личностные качества, как:


Умениеодухотворятьживуюинеживуюприроду



Способностьидентифицироватьсебяспредметамииявлениямиприродыиокружающегомира



Готовностьчувствоватьбольирадостьдругих,сопереживатьим



Стремлениезаботитьсяодругих



Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном
значительное и в неказистом выразительное



Способностьчувствоватьхарактериизменчивостьприродныхявлений,выражатьсвоёотношениек ним



Готовностьэмоциональнопереживатьобразнуюформупроизведенийискусства



Сдругойстороныребёнокнабираетсяопытаизодеятельности:



Учитсябытьоригинальным



Учитсяиспользоватьсредствавыразительности



Учитсядаватьоценкусвоейичужойдеятельности



Учитсяпроявлятьинициативу,самостоятельность



Развиваетиндивидуальность,используяуменияинавыкивпримененииразличныхтехник
Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы
занятий изобразительной деятельности.

Основнаяцельпрограммы.

Создание условий для развития мелкой моторики у детей через нетрадиционные техники рисования.
Формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной
деятельности.
Задачи.
Развиватьвосприятие детей, обогащатьсенсорный опытпутём выделения формы предметов, обведения ихпо
контуру

поочерёдно

то

одной,

то

другой

рукой.

Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя свободу выбора содержания
изображения.
Привлекать внимание детей к изображённым ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать
их задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий,
которые дети нарисовали сами. Побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к
осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.
Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить различать цвета карандашей, фломастеров,
правильно называть их. Учить рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные,
наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам,
заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.
Формироватьправильнуюпозупририсовании(сидетьсвободно,ненаклонятьсянизконадлистомбумаги).
Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать. Учить держать карандаш и кисть свободно;
карандаш –тремя пальцамивыше отточенного конца, кисть–чуть выше железного наконечника; набиратькраску

на кисть, макая её ворсом в баночку. Снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки; промывать
кисть после рисования и осушать, легко прижимая к салфетке.

Новизнаиотличительныеособенностипрограммы.
Программа носит инновационный характер, так как приобщает детей кискусствупосредствомразличныхтехник
нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками из
ластика, набрызг, кляксография ,монотипия, пластилинография и т.д.) и дает немалый толчок детскому
воображению и фантазированию.
Занятия полезны и увлекательны, потому, что происходят в необычной обстановке, где эстетическая среда
настраивает на творческую деятельность. Работа позволяет систематически последовательно решать задачи
развития художественно-творческих способностей. В студии имеется весь необходимый изобразительный
материал, место для выставки детских работ.
Техникарисования.
Входереализациипрограммы,детизнакомятсясоследующимитехникамирисования:
Кляксография с трубочкой: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая
небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни
бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу.
Накаждыйпальчикнабираетсякраскаразногоцвета.

Послеработы

пальчикивытираютсясалфеткой,затемкраска

смывается.
Рисованиеладошкой: ребенокопускаетв пальчиковуюкраску ладошкуилиокрашиваетеёспомощью кисточки (с 5
лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После
работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

Тычок жесткой полусухой кистью:ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально.
При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается
имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Оттискпечатками: ребенокприжимаетпечаткукштемпельной подушке с краской и наноситоттискна бумагу. Для
получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик.
Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка )до большого (облачко, ком снеговика). После этого
бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Рисование манкой:ребенокрисуетклеем по заранеенанесенномурисунку. Не давая клеюзасохнуть, насыпаетна
клей манку (по рисунку).
Оттискпоролоном
Средствавыразительности:пятно,фактура,цвет.

Материалы:мисочкалибопластиковаякоробочка,вкоторуювложенаштемпельнаяподушкаизтонкогопоролона,
пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способполученияизображения:ребенокприжимаетпоролонкштемпельнойподушкескраскойинаноситоттиск на
бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттискпенопластом
Средствавыразительности:пятно,фактура,цвет.
Материалы:мисочка илипластиковая коробочка,вкоторуювложенаштемпельная подушка изтонкого поролона,
пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способполученияизображения:ребенокприжимаетпенопласткштемпельнойподушкескраскойинаносит оттиск на
бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.
Восковыемелки+акварель
Средствавыразительности:цвет,линия,пятно,фактура.
Материалы:восковыемелки,плотнаябелаябумага,акварель,кисти.
Способполученияизображения: ребенокрисуетвосковымимелкаминабелой бумаге.Затемзакрашиваетлист акварелью
в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Отпечаткилистьев
Средствавыразительности:фактура,цвет.
Материалы:бумага,гуашь,листьяразныхдеревьев(желательноопавшие),кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает
его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у
листьев можно дорисовать кистью.
Правильные технические навыки и умения у детей формируются постепенно, от занятия к занятию. В результате
продуманного процесса обучения рисованию дети овладевают правильными способами не в ходе сухих
упражнений, а решая интересные для себя разнообразные изобразительные задачи.
Принципыпрограммы.
системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и
напротяжении всего периода обучения по данной программе;
наглядностьвобучении -осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
цикличностьпостроениязанятия–занятиясоставленынаосновепредыдущегозанятия;
доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу
дидактики (от простого - к сложному);
проблемность–активизирующиеметоды,направленныенапоискразрешенияпроблемныхситуаций;
развивающийивоспитательныйхарактеробучения –направленнаразвитиеэстетическихчувств,познавательных
процессов, на расширение кругозора.
Подходыиметодырезультативностипрограммы:
• Систематическиезанятия.
• Игры,игровыеприемы.
• Беседы,работаснагляднымматериалом.
• Практическиеупражнениядляотработкинеобходимыхнавыков.
• Чтениеизаучиваниехудожественнойлитературы.

• Рассматриваниерепродукцийкартин.
• Организацияиоформлениевыставокдетскихработ.
• Индивидуальнаяработа.
• Оформлениеродительскогоуголкасцелью ознакомить родителейсработой кружка,ипо какимнаправлениям ведется
работа.
Используемыеметодыпозволяют:
• развиватьспециальныеуменияинавыки,подготавливающиерукуребенкакписьму;
• дают

возможность

почувствовать

многоцветное

изображение

предметов,

что

влияет

на

полноту

восприятия окружающего мира;
• формируютэмоционально–положительноеотношениексамомупроцессурисования;
• способствуютболееэффективномуразвитию

воображения,восприятия

и,какследствие,познавательных

способностей.
Возрастдетей.
Возрастдетей,участвующихвобразовательнойдеятельности,от2-хдо4-хлет(1,2младшаягруппа).
Формаорганизациидетейназанятии.
Групповая.
Формапроведениязанятия.
Комбинированная(индивидуальнаяигрупповаяработа,самостоятельнаяипрактическаяработа).
Организациязанятий.
Основнойформойработыявляютсягрупповыезанятия.
Занятияподаннойпрограммепроводятся1развнеделюввечернийотрезоквременипродолжительностью15
минут.Вгодпроводится32занятия.Поокончаниюкаждогозанятияорганизуютсявыставкидетскихработдля

родителей, и тематические выставки в ДОУ. Педагогическая диагностика художественно – эстетических навыков
детей (мониторинг) проводится два раза в год (вводный в сентябре, итоговый в мае.)
Срокреализации:программарассчитанана2годаобучения.
Направленияработы.
Программа содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает занятия по
изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает предметное,
сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу. Методика организации работы детей дошкольного
возраста

по

изобразительной

деятельности

основывается

на принципах

дидактики:

систематичность,

последовательность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Качестводетскихработзависит:
• грамотногометодическогоруководствасосторонывзрослых;
• уровняумственногоразвитияребёнка,развитияпредставлений,памяти,воображения(уменияанализировать
образец, планировать этапы работы, адекватно оценивать результат своего труда и т.д.)
• степенисформированностиудетейконкретныхпрактическихнавыковиуменийработысматериалом;
• развития у ребёнка таких качеств как настойчивость, целеустремлённость и внимательность, любознательность,
взаимопомощь и др.

Календарно-тематическоепланированиеIмладшейгруппе
№

Темазанятия
«Какмырисуем»

1

(знакомствосразными

Программноесодержание
Познакомитьдетейстехникой«пальчиковаяживопись».Учитьдетей
набиратькраскунапалец.Развиватьмелкуюмоторикурук.Познакомитьс

техниками рисования) разными нетрадиционными техниками рисования.
"Следыотулиток"(Рис

2

ование поролоновым

Учить детей правильно держать поролоновый тампон за кончик тремя

тампоном)

пальцами, проводить пересекающие, не отрывая тампона от бумаги.
Развивать мелкую моторику пальцев.

3

"Окошкивтеремке"

Учитьдетейставитьотпечаткипоролоновымтампоном.Развиватьпамятьи

(Рисование

мышление.Материал:поролоновыйтампонпрямоугольнойформы;

поролоновым

вырезанныйизкартонадомбезокон;гуашьлюбогоцвета,разбавленная водой;

тампоном)

тряпочка.

сентябрь

«Домашнее
4

консервирование»

Учитьдетейрисовать пальчиками наограниченном пространстве. Развивать

(Рисование

чувство ритма и мышление

пальчиками)
«Дождливаяпогодаза
1

окном»
(рисованиепальчиками;

октябрь

кистью)

2

чувство композиции, формировать интерес и положительное отношение к
рисованию.

"Падают, падают

Учить рисовать пальчиками - окунать в краску кончики пальцев и ставить на

листья..."(Рисование

бумаге отпечатки. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции

пальчиками)

"Листопад". Развивать чувство цвета и ритма

"Птицы клюют
3

Учить рисовать пальчиками. Закрепить данные навыки рисования. Развивать

ягоды"(Рисование
пальчиками,оттиск
пробкой)

Учитьрисоватьветочки,украшатьвтехникахрисованияпальчикамии
печатания пробкой (выполнение ягод разной величины и цвета); закрепить
навыки

рисования.

композиции.

Воспитывать

аккуратность.

Развивать

чувство

"Звёздноенебо"
4

(Рисование

Продолжатьучитьдетейрисоватьпальчикамиточкиипредметыкруглой
формы.Воспитыватьдобротуиотзывчивость.

пальчиками)
«Пушистыеоблака»
1

(аппликация,
примакивание)

Рассмотретьиллюстрацииоблаков.Беседасдетьмиотехникерисования
пальчиком.Учитьрасполагатьрисунки(облака)повсемулистубумаги
(небо).Развивать эмоционально-чувственноевосприятие.Воспитывать
эстетическийвкус.

«Ягодкинаветочках» Продолжатьучитьдетейрисоватьпальчиками;набиратькраску;радоваться

ноябрь

2

3

4

(рисование пальцами;

полученному результату; закреплять знания основных цветов; развивать

дорисовка деталей)

интерес и положительное отношение к рисованию.

«Цветы»

Формировать умение смешивать основные цвета и получать новые.

(Рисованиемелками,

Совершенствовать умения в техниках, Вызвать интерес к рисованию,

рисованиеладошками)

стремление

«Птичкинаветочке»

Учитьдетейритмичнонаноситьрисунокспомощьюштампа(старые

(рисованиештампом;

кисточки или мятая бумага); учить пользоваться штампом: окунать его в

рисование по

густую гуашь, а затем прижимать к листу бумаги; развивать эстетическое

трафарету)

восприятие, желание рисовать.

"Снежокпархает,
1

кружится..."
(Рисованиепальчиками
иватнымипалочками)

Вызвать интерес к созданию образа снегопада . Закрепить умение рисовать
пятнышки ватными палочками и пальчиками. Развивать мелкую моторику,
чувство цвета и ритма. (И.А Лыкова, с.40)

"Мои
рукавички"(Рисовани
2

е пальчиками, оттиск

декабрь

пробкой)

3

предмет

несложной

формы,

нанося

рисунок

по

возможности равномерно на всю поверхность.

иголочка»

поощрять самостоятельность, инициативность детей; закреплять знания

(рисование

основных цветов; вызывать желание общаться по поводу рисунка с

фломастерами)

воспитателемидетьми.

(рисованиепальцами;
дорисовка
деталей)

2

украшать

Упражнятьдетейврисованиихвоиштрихами,используяфломастеры;

году»

1

умение

«Ёлочка-зелёная

«ОткрыткакНовому

4

Упражнять в технике печатания пробкой, рисовании пальчиками. Закрепить

Учить детей располагать фонарики определённого цвета, используя
дидактическую игру «Укрась ёлочку»; закреплять умение рисовать
пальчиками, используя разные цвета; закреплять знания основных цветов;
развивать эстетическое восприятие, желание рисовать.

"Украшениечайного

Закрепитьумениеукрашатьпростыепоформепредметы,наносярисунокпо

сервиза" (Оттиск

возможностиравномернонавсюповерхностьбумаги.Воспитывать

печатками)

аккуратность.

"Весёлыйснеговик"

Учитьдетейзакрашиватьконтуркисточкойпутёмпримакивания;передавать

(Рисование

в рисунке образ снеговика; закреплять знание цвета; напоминать о

пальчиками)

необходимости работать аккуратно.

"Цыплёнок"(Ватные

январь

3

4

палочки)

ватныедиски,«оживлять»картинкуспомощьюватныхпалочек. Воспитывать у
детей умение работать индивидуально.

"Пушистыекотята"

Продолжатьзнакомствостехникойтычкованияполусухойжёсткойкистью

(Рисование техникой

(имитацияшерстиживотного).Наклеиваниефигуроккотятнатонированный

тычкования)

лист ватмана

«Украсимзимнюю
1

Учитьдетейнаклеиватьватныедиски,учитьаккуратнораскрашивать

одежду»

Формировать умение располагать узор на всем листе бумаги мазками,
кругамиточками,пятнами.Развиватьвосприятиецвета;закреплятьзнание
основных цветов; развивать интерес и желание рисовать.

февраль

2

3

«Снежинки»

Учитьдетейрисоватьфломастерами,правильнодержатьеговруке,сильно

(рисованиемятой

несжиматьиненажимать;украшатьснежинки-рисоватьпрямыелинии, дуги;

бумагой)

формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

"Автомобильдля

Упражнять в рисовании пальчиками, вызвать интерес к подарку для

папы"(Рисование

папы. Материал: силуэт автомобиля, гуашь синего и зелёного цвета,

пальчиками)

салфетка

«Рыбкиразныев
4

аквариуме»

Продолжатьучитьдетей аккуратнонаноситькраскуна ладоньиделать

(рисованиеладошками, отпечаток,закреплятьзнанияцветов;воспитывать эстетическоевосприятие.
обрывнаяаппликация)

1

"Подснежники"

Воспитыватьудетейнежное,заботливоеотношениекмаме;учитьдетей

(Рисованиетычком)

рисованию тычками, создавая форму цветка.

«Светитсолнышков
2

окошко»

март

(рисованиепальцами)
"Курочка"(Рисование
3

ладошкой)

Продолжатьучитьдетейрисоватьпальчиками,предметыокруглойформы,
рисоватьпрямыелинии(лучики),закреплятьзнаниегеометрическихформ
(круг).Познакомить детей с понятием "лучик",учить рисовать пальчиками
короткиелинии,круг,глаза,нос,рот.Развиватьмелкуюмоторикурук.
Учить детей рисовать всей ладошкой. Воспитывать аккуратность в
выполнении работы. Материал:1\2 листа бумаги белого или светло зелёного
цвета; светло - коричневая гуашь, разведённая до густоты сметаны,
салфетка.

«Лесныезвери»
4

1

(рисованиепальцем)

Учить детей рисовать пальцем, развитие мелкой моторики, развивать
восприятие цвета.

«Плывёткорабликпо

Продолжатьучитьдетейритмичнопроводитьлинииналистебумаги,двигая

весеннимручейкам»

кистьповорсу; учитьориентироваться на листебумаги; развиватьинтерес к

(рисованиекисточкой) рисованию.
2

"Воздушныешарики"( Продолжатьучитьдетейрисоватьгуашьюспомощьюпоролонового
Рисование

тампонаокруглыеиовальныеформы.Учитьсоотноситьпредметыпоцвету.

поролоновым

Материал: воздушный шарик. Альбомный лист, на котором нарисованы 3

тампоном)

клоуна (красный, жёлтый и синий), гуашь соответствующих цветов,
небольшиепоролоновыетампоны,тряпочка.

3

" Божьи коровки на

Упражнятьвтехникерисованияпальчиками.Закрепитьумениеравномерно

лужайке"(Рисование

наноситьточкинавсюповерхностьпредмета,рисоватьтравкуразличных

пальчиками)

оттенков

(индивидуальная

деятельность).

Материал:

вырезанные

и

раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, ватман, салфетки,бумага

апрель

светло- зелёного цвета, чёрная гуашь в мисочках.
Продолжатьучитьдетейправильнодержатькисть,обмакиватьвсемворсом
«Деревьяпроснулись» в краску, снимать лишнюю о край баночки; учить передавать в рисунке
4

(рисованиекистью;

впечатления от окружающей жизни, наблюдаемых явлений; изображать

рисованиепомятой

листочки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге и обмакивая её в краску

бумаге)

померенеобходимости;закреплятьзнанияцветов;развиватьжелание
рисовать.

5

Ракетарисование
ладошками
"Праздничный

1

салют"(Рисование
кистью)

Учитьрисоватькистьюметодом"примакивание".Развиватьречьи
мышление.
Материал:картинкасизображениемпраздничногосалюта.Листголубой бумаги,
в нижней части которого приклеены разноцветные дома; кисть.
гуашьразныхцветов,банкасводой.тряпочка.

май

"Подсолнух"
2

(Рисованиепальчиками
и ватной палочкой)

Рисованиепальчикомиватнойпалочкой.Упражнятьвтехникерисования
ватной палочкой и пальчиком. Закреплять умение украшать предметы не
сложной формы, наносить рисунок по возможности равномерно на всю
поверхность.Материал:листбумаги,снарисованнымподсолнухом,гуашь

май

черного, желтого и зеленого цветов. Ватные палочки и салфетки.

3

"Арбуз"(Рисование

РисованиеватнымипалочкамиПознакомитьсновойтехникой

пальчикамииватной

нетрадиционного рисования. Учить наносить ритмично ватной палочкой

палочкой)

равномерные точки. Материал:вырезанные и раскрашенные кусочка арбуза,
гуашь черная, ватные палочки, салфетки

«Цветущая весна»
4

(оттиск пенопластом,
техниканабрызг,тычок
жесткой кистью)

Продолжатьзнакомитьдетейснетрадиционнойизобразительнойтехникой
рисования. Учить прижимать пенопласт к блюдцу с краской и наносить
оттиск на бумагу. Учить рисовать щетинной кистью цветы цветущих
деревьев (черёмуха) вызватьжеланиеполюбоватьсяцветущейветкой,
желаниенарисовать; воспитыватьэстетическоевосприятие.

Календарно-тематическоепланированиеIIмладшейгруппе
Темазанятия, №

Программноесодержание
Октябрь

1. «Украсьматрешку» Научитьрисоватьдетейточкипальчиками,прододжитьзнакомитьсосновными
рисованиепальцами

цветами(красный),развиватьмелкуюмоторикурук,воспитыватьинтересудетейк
изодеятельности.

2.«Травушка -

Формированиеумений рисованияпальчиками.Показатьприёмы

муравушка»-пальчиковая получениякороткихлиний.Совершенствоватьуменияинавыкивсвободном
живопись

экспериментировании с материалами.

3.«Весёлыймухомор»

Продолжатьзнакомитьстехникойрисованияпальчиками.Учить

пальчиковая живопись

наноситьритмичноточкинавсюповерхностьбумаги.

4.«Яготкинаветке»
Рисование пальцами

Учитьдетейрисоватьнаветкеягодки(пальчиками)илистики
(примакиванием).Закрепитьданныеприемырисования.Развиватьцветовосприятие,
чувство композиции.
Ноябрь

1.«Осенниедеревья»
пальчиковая живопись
2.«Лебединаозере»

Закреплятьумениенабиратькраскунапальчик,ритмично
оставлятьотпечаткинаветкахдеревьев.Закрепитьзнаниедетейоцветах.
Познакомитьдетейтехникирисованияптицприпомощиладони.Развивать

рисованиеладошкой

тактильнуючувствительностьизрительно-двигательную
координацию.Формироватьудетейосознанноеотношениекпорядкувыполнения работы.

3.«Жилиубабусидва

Продолжатьиспользоватьладонькак изобразительное средство.

весёлых гуся»

Стимулироватьжеланиедетейдополнятьизображениедеталями.

рисованиеладошкой
4.«Подарокмаме»

Продолжатьучитьрисоватьладонь.Закреплятьумениеоставлять отпечаток

рисованиеладошками,

на листе бумаги, пальчиками дорисовывать картину.

пальчиками
Декабрь
1.«Маленькаяелочка,зелё Учитьзаполнятьконтурелкиспособомтычка.Держатькистьвертикально.Расширять
ная иголочка»
тычокжесткой
полусухойкистью
2.«Снежныекомочки»

знания о растениях. Учить имитировать пушистую елку, используя создаваемую
тычком фактуру как
средствовыразительности.Учитьнаноситьрисунокповсейповерхностибумаги.
Упражнять в

изображении

предметов

округлой

формы

и

тычокжесткойполусухой

аккуратном закрашивании их тычком жёсткой кистью.Учить

кистью

повторятьизображение,заполняявсёпространстволиста.

3.«Снежинкинаокне»

Познакомитьсновойтехникойрисованиявосковыми

рисованиевосковыми

карандашами.Учитьнаноситьрисунокнавсейповерхностилиста,затемзакрашивать лист

карандашами

акварелью в один или несколько цветов

4.«Зимнийлес»оттиск

Учитьдетейнаноситьравномернокраскуналисткапусты,иделатьоттискна

капустнымлистом

альбомномлистерасполагаяповсемулисту
Январь

1.«Белыерозы»

Закрепить умения

отпечаток

творчество, воображение.

работать с

техникой печати.

Развивать

пекинскойпустой
2.«Котенок» раскрашивание

Познакомить детей с новым способом раскрашивания «бумажная трубочка».
Развиватьтворчестводетейчерезвыборцвета.Учитьдетейрисоватьтрубочкой.

«бумажнымитрубочками»
3.«Зайчонок»раскрашивание

Продолжатьучитьдетейиспользовать

трубочку какизобразительное

средство. Развивать мелкую моторику рук. Продолжать формировать навыки

«бумажнымитрубочками» рисования.
4.«Киска,киска,киска
брысь» - рисование

Продолжать учить детей рисовать при помощи пальцев. Побуждать детей
самостоятельнорисоватьдорожку.Воспитыватьрадостноенастроениеуребят.

пальчиками
Февраль
1.«Ежик»рисованиеладошкой

Совершенствоватьумениерисоватьладонью.
Закрепитьумениедорисовывать

при

помощипальцев.Воспитывать

воображение.
2.«Плюшевыймишка»тычок

Учитьизображатьшерстьживотногоспособомтычка.Держатькистьвертикально.
Расширять знания о животных. Учить наносить

рисунокневыходязаконтур.
3.«зимняяшапка»
пальчиковая живопись

Формированиеуменийрисованияпальчиками

3.«Яблочко»-рисованиепо Познакомитьдетейсновойтехникойрисования–трафарет. Показать
трафарету

прием печати по трафарету.

4.Вишня-

Познакомитьстехникойрисованияватнымипалочками.(трафарет)

рисованиеватными
палочками
4.«Корабликдляпапы»-

Продолжатьучитьдетейрисоватьпотрафарету.Развиватьинтересквыполнению работы

рисование по трафарету
Март
1.«Мимозадлямамы»-

Познакомитьдетейстехникойрисованииватнойпалочкой,скатываниишариковиз

рисование ватными

салфеток. Развивать чувство композиции.

палочками
2.«Цыплёнок»-рисование Закреплять умения рисовать ватными палочками,

развиватьаккуратность.

ватными палочками
3.«Цветик–симицветик»- Формировать
рисованиеватными

рисунок

умения

необходимыми

рисоватьватными
деталями.

палочками.Учитьдополнять

Воспитывать аккуратность.

палочками
4.«Тюльпанчики»рисованиеладошкой
5.«Весна»рисование

Закреплятьумениенаноситьрисунокладошкойналистбумаги,дополнять изображение
деталями. Вызвать желание выполнять работу коллективно.
Закреплять умения рисовать ватными палочками,
24

развиватьаккуратность.

ватнымипалочками
«Солнышко»

Рисованиеладошками.Развиватьтактильнуючувствительностьизрительнодвигательную

Весенниецветы

Рисованиепробкойклейкарандаша,оттискпечати

Кошка

Рисование пальчиками
Апрель

1.«Вгостяхужирафа»-

Учитьравномерно,распределятьпятнанапредметекраской,развиватьаккуратность,

рисованиепальчиками

четкость.

2.«Тарелочкадля

Познакомить детей с техникой печатания штампиками из пробки, ластика. Показать

мишки» - оттиск

прием получения отпечатка. Воспитывать радостное настроение от полученного

штампами

результата.

3.«Гусеница»-оттиск

Познакомитьдетейсметодомрисованияштампамикартофелем,

штампами

создавать образ гусеницы, дополняя образ деталями.

4.«Мячики»-

Закреплятьумениепользоватьсяштампами,выбиратькраскупосвоемуусмотрению.

оттискштампами
5.Лунарисованиеметод

Рисованиеватнымипалочками

тычка
6.Колокольчик

Рисованиеладошкой
25

7.Ёжик

Рисованиеладошкой

8.Собака

Рисованиеметодомтычка
Май

1.«Мой любимый

Закреплять умения рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и

дождик»-рисование

короткихлиний.Учитьрисоватьдождикизтучек,передаваяегохарактер(мелкий

пальцами

капельками,сильныйливень),используя точкуилиниюкаксредствовыразительности.

2.«Одуванчики»-

Закреплятьумениерисоватьсмятойбумагой,располагать«цветкисирени»наветке.

рисованиесмятойбумагой
3.«Облака»-рисование

Познакомить детей с техникой рисования смятойбумагой,

смятой бумагой

передавать воздушность и легкость облаков.

4.«Березки»-рисование

Продолжатьзнакомитьстехникойрисованиясмятойбумагой,

смятой бумагой

передавать образ весенней березы.

26

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙРАЗДЕЛ
Материально–техническоеобеспечениепрограммы
Кабинет-помещение,предназначенноедляспециальныхзанятийснеобходимымдляэтогооборудованием.
Функциональное использованиекабинета.


Проведениеиндивидуальныхи подгрупповыхзанятий;



Индивидуальноеконсультирование;



Проведение кружков



Проведениемастерклассовсродителямиидетьми;



Педагогическоепросвещениеродителейвоспитанниковввопросахдетскоготворчестваиегозначимости.

Базовоеоснащениеизостудии.
 Столыдлядетей:4шт.


Стулдлядетей:13шт.



Полкидляизоматериалов:3шт.



Стенкадляпособий:1шт.



Подставкадляцветов:1шт.



Мольберт:1шт.



Магнитофон:1шт.



Изобразительный материал
27

Художественные материалыиинструменты.
Количество
№
п/п Наименование
Кисти:

1



синтетика №6



синтетика №3



щетина№7



щетина№2



коза№6

20шт
20шт
20шт
20шт
20шт

Карандаши:

2



графитные,



цветные,



цветныетолстые



восковыевпластике



Восковые

20шт
5упаковокпо 24шт
4упаковкипо12шт
5упаковокпо12шт
8упаковокпо12шт

3

Пастельмаслянаяихудожественная

2упаковки

4

Краскиакварель

6штукпо12цветов

5

Гуашь

6наборовпо6цветов
28

6

Гуашь

4наборапо12цветов

7

Цветнаябумага

10наборов

8

Цветнойкартон

10наборов

9

Белыйкартон

10наборов

10 Ножницы

15штук

11 Краскидляткани«батик»

2набора

12 Трафареты

8штук

13 Печатки

12штук

1

Клей–карандаш
Клей ПВА

8штук

Наглядныепособия.
№
п/п Наименование

Количество

1

Плакаты:
«Фрукты»,«Овощи»,«Азбукацвета»,«Цвета»

3штук

2

Репродукциикартин
Альбомпейзажнойживописи«Четыревременигода»
Альбомы репродукций.
«Четыревременигода.»
Альбом«Знакомствосжанровойживописью»

25шт.
1шт
1шт
1штуки

3

Изделиядекоративно-прикладногоискусства

22штук
29

4

Технологическиекарты:
«Шаг за шагом», «Море»,
«Космос»

5

Альбомысдекоративнымиросписями

«Зоопарк»,

«Игрушки»,

«Природа»,
5комплектов
5штук

Методическоеобеспечениепрограммы.

1. ГрибовскаяА.А.«Коллективноетворчестводошкольников»;Москватворческийцентр2004г

30

2. ГрибовскаяА.А.«Ознакомлениедошкольниковсграфикойиживописью»;методическоепособие;Москва
2004г
3. ДавыдоваГ.Н.«Нетрадиционныетехникирисованиявдетскомсаду»;Москва2008г
4. ДолженкоГ.И.«100поделокизбумаги»;Академияразвития2001г
5. КазаковаЛ.Г.«Рисованиесдетьмидошкольноговозраста»;Москватворческийцентр2005г
6. КомароваТ.С.«Обучениедошкольниковтехникерисования»;учебноепособиекПрограммепод
редакцией Васильевой М.А. 2005г
7. Лыкова И.А. программа «Изобразительная деятельность вдетском саду. Подготовительная группа»;
Москва. «Карапуз – дидактика» 2007г.
8. ЛыковаИ.А.программа«Изобразительнаядеятельностьвдетскомсаду.Старшаягруппа»;Москва.
«Карапуз–дидактика»2007г.
9. ЛыковаИ.А.программа«Изобразительнаядеятельностьвдетскомсаду.Средняягруппа»;Москва.
«Карапуз–дидактика»2007г.
10. РемезоваЛ.А.«Играемсцветом»;Москва«Школьнаяпресса»2004г

11.
УтробинаК.К.«Увлекательноерисованиеметодомтычкасдетьми3-7лет»;Москваиздательство
«ГНОМиД»2001г
12.
Швайко Г. С. Программа «Занятия по изобразительной
Подготовительная к школе группа»; Москва – Владос 2003г

деятельности

в детском саду.

13.
Швайко Г. С. Программа «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая
группа» Москва – Владос 2003г
14.
Швайко Г. С. Программа «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя
группа» Москва – Владос 2003г
31

15.

ФатееваА.А.«Рисуембезкисточки»;Академияразвития2006г

Организацияразвивающей предметно-пространственной среды
32

Насыщениепредметно-пространственнойсреды:подборразнообразногоприродногоибытовогоматериала. Принципы
организации:








Принципсезонности:построение
познавательного содержаниясучётом
природных иклиматических
особенностей данной местности в данный момент времени.
Принципразвивающегохарактерахудожественногообразования.
Принцип природосообразности: постановка задач художественно - творческого развития детей с
учётомвозрастных особенностей и индивидуальных способностей.
Принципинтереса:построениесопоройнаинтересыдетей.
Личностно-ориентированногоподходаккаждомуребёнку;
·
Активности, контролируемости, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии
детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к
сложному, наглядности.
·
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого
ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования,
становится субъектом образования;
·
Учёт возрастныхипсихологическихособенностейдетей;
·
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником
(субъектом) образовательных отношений;
·
Поддержкаинициативыдетейвразличныхвидахдеятельности;
·
Игроваяформаподачиматериала;
·
СотрудничествоОрганизацииссемьей;
Приобщениедетейксоциокультурнымнормам,традициямсемьи,обществаигосударства.

Заключение.
Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно-творческое развитие
детей,положительновлияетнаразвитиеспособностей,уменийинавыковдетей.Художественно-творческая
33

деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает
радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает
возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно
дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки
нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов:
восприятия,воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию
мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение
ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с
помощью чего у ребят развивается познавательный интерес.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными
материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на
обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного
развития детей.
Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на
бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и
порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к
творчеству.

СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМЫХИСТОЧНИКОВ

34

1. ЛыковаИ.А.Изобразительнаядеятельностьвдетскомсаду[Текст]:учеб.пособие/И.А.Лыкова.-М.:
Москва, 2012.- 144с.
2. ЯнушкоЕ.А.Аппликациясдетьмираннеговозраста[Текст]:методич.пособие/ЯнушкоЕ.А.-М.:Мозайкасинтез, 2006.- 64с.
3. НикитинаА.В.Нетрадиционныетехникирисованиявдетскомсаду[Текст]:пособиедлязанятийсдетьми/,
Никитина А.В.- СПб.: КАРО, 2007. – 96 с.
4. ЯнушкоЕ.А.Рисованиесдетьмираннеговозраста[Текст]методическоепособие/.ЯнушкоЕ.А.-М.:Мозайка
-синтез,2006.-64с.
5. КолдинаД.Н.Лепкаирисованиесдетьми2-3лет[Текст]:пособиедлязанятийсдетьми/..КолдинаД.Н.-М.: Мозайка
- синтез, 2008.- 56с.
Веселяшколаживописидлядетейот4-хлет.АлексБернфельсИздательство«Ниола-пресс».2010.
6. Давыдова Г. Н. нетрадиционные техники рисования вдетском саду. Часть2.- М.: «Издательство Скрипторий
2003»,2010.- 72с.
7. Новицкая С. А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие
для педагогов ДОУ.- «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-96 с., илл. + цв. вкл.
8. «Ознакомлениесокружающиммиром»Г.В.МорозоваМосква2010
9. Рисованиесдетьмидошкольноговозраста:Нетрадиционныетехники,планирование,конспектызанятий/Под ред.
Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006.-128с. ( Серия «Вместе с детьми».)
10. «Рисуембезкисточки»А.А.ФатееваАкадемияразвития2006
11. «Рисунки,спрятанныевпальчиках»Н.В.Дубровская«детство-пресс»2003
35

12. ШайдуроваН.В.Учимсяделатьоткрытки:Учебно-методическоепособиедляпедагогов.-СПб.:ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012.

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».