ГРАМОТЕЙКА

1

СОДЕРЖАНИЕ
IЦелевойразделдополнительнойобщеобразовательнойпрограммы
« Грамотейка».
1. Пояснительнаязаписка ................................................................................................... 3
Цель,задачииструктураобразовательнойпрограммы«Грамотейка» ....................... 4
Принципыпостроенияобразовательнойпрограммы................................................. 5
Психофизиологическиеособенностидетей5-7лет .................................................... 5
Ожидаемыерезультатыиитогиработы ................................................................. 10
II. Содержательныйразделдополнительнойобщеобразовательнойпрограммы
«Грамотейки»
ОбразовательнаядеятельностьвсоответствиисПрограммой
«Грамотейка»................................................................................................................... 11
Формыиметодыработы .............................................................................................. 25
Педагогическиетехнологии .................................................................................... 27
Мониторингрезультатовобучениядетейподополнительной образовательной
программе ...................................................................................................................... 29

III. Организационныйразделдополнительнойобщеобразовательнойпрограммы
«Грамотейка»
Материально-техническоеобеспечениедополнительнойобразовательной
программы
«Грамотейка»........................................................................................................... 31
Развивающаяпредметно-пространственнаясреда........................................... 31
Регламентнепосредственнодополнительнообразовательнойдеятельности............. 31
Методическаялитература ................................................................................ 32

2

ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛПРОГРАММЫ 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие речи ребенка – это главная задача педагогов, работающих с детьми
дошкольного возраста. Раннее обучение чтению – не дань моде и не прихоть
родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению
имеет вполне объективное основание: внедряются новые стандарты школьного
образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их
зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать.
Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно
обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дошкольного
образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и
самоценности каждого ребенка. Поэтому создание дополнительной образовательной
программы обучения грамоте детей 6-ти лет в дошкольном учреждении является
актуальным. Проблема стала особенно актуальной в связи с модернизацией
образования. Активная разработка и внедрение личностной парадигмы в образование,
современная его стандартизация актуализирует решение проблемы преемственности в
стандартах, программах, научно-методическом сопровождении образовательного
процесса на ступенях дошкольного, начального основного и среднего общего
образования. Тем самым обеспечивается непрерывное преемственноеразвитие ребенка
на разных этапах онтогенеза.
В связи с этим следует обратиться к последним нормативным документам,
стандартизирующим образование и, в частности, дошкольное: «Федеральным
государственным
образовательным
стандартам
к
структуре
основной
общеобразовательной программы дошкольного образования»
Дополнительная образовательная программа «Грамотейка» разработана всоответствии
с примерной основной «От рождения до школы»
Основудополнительнойобразовательнойпрограммы«Грамотейка»составляют:
1. Федеральныйзакон“ОбобразованиивРоссийскойФедерации”,декабрь2012г
2. Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандарт дошкольногообразования
3. Концепция Л. А. Венгера о развитии способностей ребенка дошкольного возраста,
содержащая утверждение, что главное в обучении грамоте – это развитие
способностей, позволяющих ребенку самостоятельно анализировать, моделировать,
находить решения в новых ситуациях, осознанно относиться к собственной
деятельности, а не только формирование знаний, навыков и умений.
4. Теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития: основной
путь развития ребенка – это путь обогащения, наполнения наиболее значимыми для
дошкольника формами и способами деятельности, – путь амплификации.
5. Концепция Д..Б Эльконина, основанная на теории поэтапного формирования
умственных действий. Он считал, что “чтение есть воссоздание звуковой формы слова
на основе его графического обозначения”.
Новизна дополнительной образовательной программы «Грамотейка» состоит в том,
что в соответствии с основными принципами дифференцированной теории развития и
обучения Н.И. Чуприковой можно полностью отказаться от принятой в настоящее
время в дошкольных образовательных учреждениях традиционной схемы построения
занятий, которая копирует школьную систему, когда одно занятие посвящено
математике, другое – познавательному развитию, третье – развитию речи и т.д.
3

В дополнительной образовательной программе «Грамотейка» каждое занятиевключает
практически все элементы развития, обучения ивоспитанияребенка. Каждое занятие –
это калейдоскоп игр, своеобразное путешествие всказочнуюстрану, которое
дошкольники проживают как единое малодифференцированное целое.Занятие
обращено главным образом к чувствам детей, педагог выступает как дирижер
сложного и многопланового спектакля, актерами и действующими лицами которого
являются дети. Такое построение занятия позволяет наиболее гибко подстроиться под
распределенное внимание дошкольников, их образную память, чувственное,
интуитивное и образное мышление, а также сделать практически незаметными для
детей дидактические части, которые вплетены в сюжет и составляют единое целое с
игровой тканью занятия.
В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования,
ситуативные, подвижные. В играх формируются мыслительные операции:
фонематический анализ и синтез, представление, абстрагирование, сравнение
(сравнение слов по их звуковому составу, соотнесения различных типов слов между
собой, подбору слов, имеющих определенную звуковую структуру, и т. п.). Игра по
форме является обучающей – вот в чем ценность таких занятий.
Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит
сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детейдошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций,
способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет развитие умения
внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно понимать эмоциональное
состояние собеседника, проявляя свои индивидуальные способности, при этом у
ребенка развивается умение адекватно оценивать деятельность, направленную на
анализ собственного поведения и поступков сверстников.
Цельпрограммы:подготовкадетейкобучениючтению,письму.
Задачипрограммы:
· познакомитьспонятиями«звук»,«буква»,«слово»;
· познакомитьсбуквамирусскогоалфавита;
· развиватьфонематическийслух;
· овладетьслоговымислитнымспособамичтения;
· развиватьустойчивыйинтерескучебнымзанятиям;
· развивать понимание речи, работать над расширением, уточнением и активизацией
словаря;
· начатьработупоподготовкедетейкписьму.
Программа кружка «Грамотейка» предусматривает раскрытие термина «слово»,
развитие фонематического слуха и артикуляционного аппарата, формирование умения
правильно называть предметы, подготовку детей к овладению письмом.
Подготовка к письму на этом этапе предполагает развитие координации движений,
знакомство с основными гигиеническими правилами письма, тренировку мелкой
моторики. Безусловно, когда речь идет о тренировке кисти рук и пальцев, то
подразумеваются не только мышцы рук. Доказано, что развитие кисти руки влияет на
формирование головного мозга и становление речи ребенка. Тренировочные
упражнения для рук логично вписываются в развитие и совершенствование
операционно-технической сферы деятельности ребенка. В ходе выполнения
4

упражнений у детей формируется произвольное внимание и определенные волевые
качества.
При обучении грамоте учитываются психофизиологические особенности детей шести
лет:
- внимание и запоминание в этом возрасте слабое, особенно, если учение не
захватывает. Занятия выстраиваюисходя изинтересовдетей.Самым лучшим приемом
для этого является игра;
- дети очень эмоциональны, впечатлительны. Исследования психологов показали, что
ребенок лучше запоминает то, что он пережил эмоционально;
- дети чрезмерно подвижны, значит надо давать на занятиях возможность выхода
энергии в движении;
 неследуетперегружатьдетей,т.к.унихвэтомвозрастеповышеннаяутомляемость.
Структураобразовательнойпрограммы«Грамотейка».
Впрограмме«Грамотейка»всоответствиисФГОСдошкольногообразования:
– выделенотрираздела:целевой,содержательныйорганизационный;
– представленосодержаниеиособенностиорганизацииобразовательногопроцессав
дошкольных группах (Дошкольное Детство);
– данахарактеристикаособенностейразвитиядетейипланируемыхрезультатов
освоения программы в подготовительной группе;
– определеносодержаниеметодическихматериаловисредствобученияивоспитания;
– даныметодическиерекомендациипопроектированиюосновнойобразовательной
программы.
Принципыпостроенияобразовательнойпрограммы.
– построенияобразовательнойпрограммы«Грамотейка»наосновеиндивидуальных
особенностей каждого ребенка.
– возрастнойадекватностидошкольногообразования(соответствияусловий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
– сотрудничествассемьёй;
– формированияпознавательныхинтересовипознавательныхдействийребенкав
различных видах деятельности;
– поддержкиинициативыдетейвразличныхвидахдеятельности;
‒бережноотноситьсякпроцессуобучения,создаватьусловиядляестественного
индивидуального личностного роста.
‒совместнаядеятельностьвзрослогосдетьми,основнаянапоискевариантоврешения
проблемной ситуации, предложенной самим ребенком.
‒организацияобразовательнойдеятельностиилиееинтеграциясиспользованием
разнообразных методов и форм работы с детьми, выбор которых осуществляется
педагогом самостоятельно.
Психофизиологическиеособенностидетей5-7лет.
Старший дошкольный возраст (5-6 лет). Ребёнок5—6 летстремится познатьсебя и
другогочеловекакакпредставителяобщества,постепенноначинаетосознаватьсвязи
5

изависимостивсоциальномповеденииивзаимоотношенияхлюдей.Вэтомвозрастев
поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется
возможностьсаморегуляции,детиначинаютпредъявлятьксебететребования,
которые
раньшепредъявлялисьимвзрослыми.Таконимогут,неотвлекаясьнаболее
интересныедела,доводитьдоконцамалопривлекательнуюработу(убиратьигрушки,
наводитьпорядоквкомнатеит.п.).Этостановитсявозможнымблагодаряосознанию
детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.
Ввозрастеот5до6летпроисходятизмененияв представленияхребёнкаосебе.Эти
представления начинают включать не только характеристики, которыми ребёнок
наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он
хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем («Я хочубыть таким, как
Человек-Паук», «Я буду, как принцесса». В них проявляются усваиваемые детьми
этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на
сверстников,большуючастьвременипроводятснимивсовместныхиграхибеседах,
ихоценкиимнениястановятсясущественнымидляних.Повышаетсяизбирательность и
устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют
успешностью того или иного ребёнка в игре.
Существенные изменения происходят в игровом взаимодействии, в котором
существенноеместоначинаетзаниматьсовместноеобсуждениеправилигры.При
распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и
попыткисовместногорешенияпроблем(«Ктобудет…?»).Вместестемсогласование
действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу
самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр»
выделяютсясценаигримёрная).Игровыедействиястановятсяразнообразными.
Внеигрыобщениедетейстановитсяменееситуативным.Ониохотнорассказываюто том,
что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг
друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
Более совершенной становится крупная моторика. Ребёнок этого возраста способен к
освоениюсложныхдвижений.Кпятигодамдетиобладаютдовольнобольшимзапасом
представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности,
стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребёнок этого возраста уже
хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может
показатьдва оттенка одногоцвета:светло-красныйитёмно-красный). Детишестого
годажизнимогутрассказать,чемотличаютсягеометрическиефигурыдруготдруга.
Для нихне составиттруда сопоставитьмежду собой по величине большое количество
предметов:например,расставитьпопорядкусемь—десятьтарелокразной
величиныи
разложить к ним соответствующее количество ложек разного размера. Возрастает
способностьребёнкаориентироватьсявпространстве.
6

Вниманиедетейстановитсяболееустойчивымипроизвольным.Онимогутзаниматься не
очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 мин вместе со
взрослым.Ребёнокэтоговозрастаужеспособендействоватьпоправилу,которое задаётся
взрослым. Объём памяти изменяется не существенно, улучшается её
устойчивость.Приэтомдлязапоминаниядетиужемогутиспользоватьнесложные приёмы и
средства.
В5—6летведущеезначениеприобретаетнаглядно-образноемышление,которое позволяет
ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых
наглядныхсредств(схем,чертежейипр.)иобобщённыхпредставленийосвойствах
различных предметов и явлений. Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как
возрастовладенияребёнкомактивным(продуктивным)воображением,которое
начинаетприобретатьсамостоятельность,отделяясьотпрактическойдеятельностии
предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят
действительность.Ребёнокчётконачинаетразличатьдействительноеивымышленное.
Действиявоображения—созданиеивоплощениезамысла —начинаютскладываться
первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел
и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по
предварительномузамыслувконструированииирисовании.
Нашестомгодужизниребёнкапроисходятважныеизменениявразвитииречи.Для детей
этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети
начинаютупотреблятьобобщающиеслова,синонимы,антонимы,оттенкизначений слов,
многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными,
обозначающиминазвания профессий, социальныхучреждений
(библиотека,почта,универсам,спортивныйклубит.д.);глаголами,обозначающими
трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями,
отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной
деятельности.Детиучатсясамостоятельностроитьигровыеиделовыедиалоги, осваивая
правила речевого этикета, пользоваться прямой икосвенной речью; в
описательномиповествовательноммонологахспособныпередатьсостояниегероя,его
настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.
Кругчтенияребёнка5—6летпополняетсяпроизведениямиразнообразнойтематики,в том
числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми,
сверстниками,систориейстраны.Онспособенудерживатьвпамятибольшойобъём
информации, ему доступно чтение с продолжением.
Повышаютсявозможностибезопасностижизнедеятельностиребенка5—6лет.Это связано
с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением
эгоцентрическойпозиции(ребёнокстановитсяспособнымвстатьнапозицию
7

другого).Развиваетсяпрогностическаяфункциямышления,чтопозволяетребёнку
видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдалённые
последствия собственных действий и поступков и действий и поступков других
людей.
Встаршемдошкольномвозрастеосвоенныеранеевидыдетскоготрудавыполняются
качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных
видовручноготруда.
Ребенок на пороге школы 6-7 лет обладает устойчивыми социально-нравственными
чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект
деятельностииповедения.Мотивационная сферадошкольников6—7летрасширяется за
счёт развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные
(побуждающиеделатьдобро), самореализации.Поведениеребёнканачинает
регулироватьсятакжеегопредставлениямиотом,чтохорошоичтоплохо. С
развитиемморально-нравственныхпредставленийнапрямуюсвязанаивозможность
эмоциональнооцениватьсвоипоступки.Ребёнокиспытываетчувствоудовлетворения,
радости,когдапоступаетправильно, хорошо,исмущение,неловкость,когданарушает
правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное,
положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под
влияниемэмоциональногоотношениясосторонывзрослых.
Кконцудошкольноговозрастапроисходятсущественныеизменениявэмоциональной
сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь,
их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более
сдержанныиизбирательнывэмоциональныхпроявлениях.Кконцудошкольного возраста у
них формируются обобщённые эмоциональные представления, что
позволяетимпредвосхищатьпоследствиясвоихдействий.Этосущественновлияетна
эффективность произвольной регуляции поведения — ребёнок может не только
отказатьсяотнежелательныхдействийилихорошосебявести,ноивыполнять
неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут
кому-топользу,радостьит.п.Благодарятакимизменениямвэмоциональнойсфере
поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с
учётом интересов и потребностей других людей.
Сложнееибогачепосодержаниюстановитсяобщениеребёнкасовзрослым.
Дошкольниквнимательнослушаетрассказыродителейотом,чтоу
нихпроизошлонаработе,живоинтересуетсятем,как онипознакомились,привстрече с
незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они
работают и т. п. Большую значимость для детей 6—7 лет приобретает общение между
собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период
зарождаетсядетскаядружба. Детипродолжаютактивносотрудничать, вместестему них
наблюдаются и конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они
стремятсявпервуюочередьпроявитьсебя,привлечьвниманиедругихксебе.Однако
8

унихестьвсевозможностипридатьтакомусоперничествупродуктивныйи конструктивный
характер и избегать негативных форм поведения.
Ксемигодамдетиопределяютперспективывзрослениявсоответствиисгендерной ролью,
проявляют стремление к усвоению определённых способов поведения,
ориентированныхнавыполнениебудущихсоциальныхролей.
К6—7годамребёнокуверенновладееткультуройсамообслуживанияикультурой здоровья.
Виграхдети6—7летспособныотражатьдостаточносложныесоциальныесобытия —
рождение ребёнка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько
центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого
возрастамогутпо ходуигрыбратьнасебядвероли,переходяотисполненияодной к
исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими
партнёрамипоигре,исполняякакглавную,такиподчинённуюроль.
Продолжаетсядальнейшееразвитиемоторикиребёнка,наращиваниеи
самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о
самомсебе,своихфизическихвозможностях,физическомоблике.Совершенствуются
ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется
гармониявдвиженияхрукиног.Ребёнокспособенбыстроперемещаться,ходитьи бегать,
держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать
подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками.
В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о
форме,цвете,величинепредметов.Ребёнокужецеленаправленно,последовательно
обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на
единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу
дошкольноговозрастасущественноувеличиваетсяустойчивостьнепроизвольного
внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и
длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него.
Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6—7 лет у детей увеличивается объём
памяти,чтопозволяетимнепроизвольнозапоминатьдостаточнобольшойобъём
информации. Девочек отличает больший объём и устойчивость памяти.
Воображениедетейданноговозрастастановится,соднойстороны,богачеи
оригинальнее,асдругой—болеелогичнымипоследовательным,оноуженепохоже на
стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что
увиденноеилиуслышанноепоройпреобразуетсядетьмидонеузнаваемости,в конечных
продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные
закономерностидействительности.Так,например,дажевсамыхфантастических рассказах
дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых
фантастическихрисунках—передатьперспективу.Припридумываниисюжетаигры, темы
рисунка, историй и т. п. дети 6—7 лет не только удерживают первоначальный
замысел,номогутобдумыватьегодоначаладеятельности.
Вэтомвозрастепродолжаетсяразвитиенаглядно-образногомышления,которое
позволяетребёнкурешатьболеесложныезадачисиспользованиемобобщённых
наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах
различныхпредметовиявлений.Действиянаглядно-образногомышления(например, при
нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок этого возраста, как
правило,совершаетужевуме,неприбегаякпрактическимпредметнымдействиям
9

дажевслучаяхзатруднений.Возможностьуспешносовершатьдействиясериациии
классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс
мышления всё более активно включается речь. Использование ребёнком (вслед за
взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений
приводит к появлению первых понятий.
Речевыеумениядетейпозволяютполноценнообщатьсясразнымконтингентомлюдей
(взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно
произносят,ноихорошоразличаютфонемы(звуки)ислова.Овладение
морфологическойсистемойязыкапозволяетимуспешнообразовыватьдостаточно
сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В
своей речи старший дошкольник всё чаще использует сложные предложения (с
сочинительными и подчинительными связями). В 6—7 лет увеличивается словарный
запас.Впроцесседиалогаребёнокстараетсяисчерпывающеответитьнавопросы,сам задаёт
вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других.
Активноразвиваетсяидругаяформаречи—монологическая.Детимогут
последовательноисвязнопересказыватьилирассказывать.Важнейшимитогом
развитияречинапротяжении всегодошкольногодетстваявляетсято,чтокконцу этого
периода речь становится подлинным средством как общения, так и
познавательнойдеятельности,атакжепланированияирегуляцииповедения.
К концу дошкольного детства ребёнок формируется как будущий самостоятельный
читатель.Тягаккниге,еёсодержательной,эстетическойиформальнойсторонам
—
важнейший итог развития дошкольника-читателя.
Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям,
собственномузамыслупостройкиизразнообразногостроительногоматериала,
дополняяихархитектурнымидеталями;делатьигрушкипутёмскладываниябумагив
разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных
произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в
данной образовательной области является овладение композицией.
Ожидаемыерезультатыиитогиработы.
1. детихорошоориентируютсявзвуковойсторонеречи;
2. владеютдействиемзвуковогоанализаслов,состоящихиз3-5звуков;
3. характеризуютзвуки,дифференцируяихнагласныеисогласные
(твёрдые и мягкие);
4. сравниваютсловаразличныхзвуковыхструктур,используя
действие моделирования;
5. подбираютсловапозаданноймодели;
6. анализируютречевойпоток,вычленяявнёмпредложенияиграфическизаписывая их.
детидолжнызнать:
— различиязвукаибуквы;
— различиягласныхисогласныхзвуков.
детидолжныуметь:
— определятьотдельныезвукивсловах;
— определятьколичествозвуковвсловахиихпоследовательность;
— различатьзвукиибуквы,гласныеисогласныезвуки, твёрдыеимягкиесогласные
звуки;
10

— определятьколичествослоговвслове;
— определятьместоударениявслове;
— определятьколичествословвпредложениииколичествопредложенийвтексте.
II. Содержательныйразделдополнительнойобщеобразовательнойпрограммы
«Грамотейка».
Программа рассчитана на возраст детей 5-7 лет. Планирование занятий ведётся в
зависимости от возрастных особенностей воспитанников. Содержание программы
разработано таким образом, чтобы осуществлялась преемственность между
программами дошкольного образования и начального звена школы.
Занятия предложены в игровой и занимательной форме. Постоянная смена видов
деятельности позволяет повысить качество обучения и ограничить нагрузку детей.

Блок:
задачи

IБЛОК
«Удивительный
мирречи»
Задачи:
формироватьи
расширять
понятийный
аппарат(звук,
слово,
предложение);
формировать
фонематический
слух;воспитывать
интерескпроцессу
обучения.

ВЫРАБАТЫВАЕМЫЕНАВЫКИ
Кшестомугоду
Кседьмомугоду
жизни
жизни
1.Звуки
Получить
Правильно
разные
начальные
различатьзвукипо
нужны, звуки представления
о местуобразования;
всякиеважны
месте образования Научиться
звука;
пониматьзначение
Получить
понятия СЛОГ-это
начальныезнанияо
частьслова;
понятии СЛОГ – Научиться
эточастьслова;
звуковомуанализу;
Научиться
Проявлять интерес
звуковомуанализу;
и
внимание
к
Проявлять интерес слову.
и
внимание
к
слову.
2.ПослушайПолучить
Научиться
ка,дружок!
начальные
пониматьзначение
представления
о понятияЗВУК;
понятии
ЗВУК Уметь
правильно
(речевой);
произносить
Научиться
короткиесловапо
правильно,
звукам
–
произносить
«загадывать»
короткиесловапо
слово;
звукам загадывать Сформировать
слово;
интерескпроцессу
Сформировать
обучения.
интерескпроцессу
Тема
занятия

11

3.Вмиреслови
предложений

обучения.
Получить
начальные знания о
понятиях: СЛОВОи
ПРЕДЛОЖЕНИЕ;
Учиться правильно,
выделять из речи
слова, составлять
предложения
с
заданным словом;
Выработать умение
слушать
речь
других детей.

4.Поиграем

IIБЛОК«В
странепоющих
звуков»
Задачи:
формировать
представленияоб
отличии звука и
буквы; дать
представления о
гласныхзвуках(А,
О,У,И);развивать
фонематический

Научиться
различать понятия:
СЛОВО
и
ПРЕДЛОЖЕНИЕ;
Владеть
умением
правильно
выделять из речи
слова,
составлять
предложения
с
заданным словом;
Выработатьумение
слушать
речь
других детей.

Правильно
Узнавать
и
с выделять
выделять
предложением предложения
из предложения
из
речи, добавлять в речи, добавлять в
предложение свои предложение свои
слова -,,удлинять,, слова – «удлинять»
предложение;
предложение;
Подбирать слова на Владеть
умением
заданную тему;
подбирать слова на
Выработать умение заданную тему;
слушатьответы
Развивать
других детей и познавательную
активность.
помогать им.
Эффективность
Полученныезнанияпозволятдетямполучитьи
расширить
начальные
представления
о
понятиях:
ЗВУК,
СЛОГ,ПРЕДЛОЖЕНИЕ.Позволятсформировать
фонематическийслух, выработают умениеслушатьречь
других детей; воспитают интерес к процессу обучения.
1.В
гости Получить
Научиться
об отличать звук от
буквы
к представление
отличии звука и буквы;
нампришли
буквы;
Владеть понятием
Получить
гласныйзвук;
начальные
Уметь слышатьзвук
представления
о в
словах
и
понятии
соотносить его с
гласныйзвук;
буквой.
Уметь слышатьзвук
в
словах
и
соотносить его с
12

слух;воспитывать
умение слушать и
оценивать ответы
других детей.

2.Новаябуква

3.Напрогулку
мы идём…

4.Дружба
начинаетсяс
улыбки

буквой.
Уметь слышатьзвук
в словах и выделять
его
голосом;
Получить
начальные знания о
буквах А, У;
Научиться читать
ряд гласных УА,
АУ;
Правильно
выполнять
звуковой
анализ
слов.
Научиться
правильно,
анализировать ряд
гласных
звуков,
делить слова на
слоги;
Получить
начальные знания о
понятии СЛОГ –
частьслова;
Владеть навыками
звукового анализа
слов;
Сформировать
интерес к родному
языку.
Получить
начальныезнанияо
букве И;
Уметь
выделять
звук И в словах;
Научиться делить
слова на слоги;
Владеть
умением
слушать
и
оценивать ответы
детей.

Должныправильно
определять звук в
словахивыделять
его голосом;
Владетьзнаниямио
буквах А, У;
Научиться читать
ряд гласных УА,
АУ;
Правильно
выполнять
звуковой
анализ
слов.
Уметь
правильно
анализировать ряд
гласных
звуков,
делить слова на
слоги;
Владеть знаниями о
понятии СЛОГ –
часть слова;
Уметь
правильно
производить
звуковой
анализ
слов;
Сформировать
интереск родному
языку.
Владетьзнаниямио
букве И;
Уметь
выделять
звук И в словах;
Уметьделитьслова на
слоги;
Владеть
умением
слушать
и
оценивать других
детей.

Эффективность
Вырабатываемыенавыкипозволятдетямсформировать
представления об отличии звука и буквы. Позволят
получить представления о гласных звуках. Позволят
13

IIIБЛОК
«Знакомствос
Грамотейкой»
Задачи: дать
представленияо
понятиях
«твёрдые»и
«мягкие»
согласные звуки, о
понятии
«заглавнаябуква»
познакомить с
буквами Ы, Т, К,
П, М, Н, Х;
совершенствовать
фонематический
слух; развивать
процессыпамятии
мышления.

развитьфонематическийслух.Воспитаютумение слушать
и оценивать ответы других детей.
Получить
1.Где ты
Владеть знаниями о
начальныезнанияо
букваЫ?
букве Ы;
букве Ы;
Правильно
Научиться
определять
место
находить
место звука Ы в слове;
звука Ы в слове;
Уметьделитьслова на
Уметьделитьслова на слоги;
слоги;
Владеть навыками
Владеть навыками звукового анализа;
звукового анализа;
Развиватьслуховое
Развиватьслуховое
внимание.
внимание.
2.Новыезвуки Получить
Иметь
представления
начальные
и
представления
о твердости
твердости
и мягкости
согласныхзвуков;
мягкости
Правильно
согласныхзвуков;
определять
Научиться
твердость-мягкость
определять
твердость-мягкость первого звука в
первого звука в слове;
Владеть навыками
слове;
Владеть навыками звукового анализа;
звукового анализа;
Научиться
Научиться работать точности
и
аккуратности
при
самостоятельно.
работе.
3.«Тук–тук»
Правильно
Уметь
правильно
определять
определять
согласный,
согласный,
твердый,
мягкий твердый,
мягкий
звук;
звук;
Владеть знаниями о
Получить
начальныезнанияо
букве Т;
букве Т;
Научиться читать
Научиться
читать прямые слоги с
прямые слоги с буквой
Т,
буквой
Т, анализировать
обратные слоги и
анализировать
обратные слоги и обозначать
их
обозначать
их буквами;
Научиться излагать
буквами;
свои мысли.
Научитьсяизлагать
14

4.Прятки

своимысли.
Правильно читать
прямые и обратные
слоги с буквой Т;
Уметь делить слова
на слоги;
Получить
начальные
представления
о
понятии ,,заглавная
буква,,
Научиться
образовывать слова
путем добавления
заданного слога.

Научиться
5.Слово
«КИТ»
и дифференцировать
слово«КОТ»
звуки К и Кь;
Получить
начальныезнанияо
букве К;
Правильно делать
сравнительный
анализслов«КИТ»
и «КОТ»
Проявлять интерес
к слову.
6.Закрепляйка

Различать понятия
СЛОГ-СЛОВОПРЕДЛОЖЕНИЕ;
Владеть
навыком
чтения
слов из
знакомых букв;
Понимать и уметь
делить слова на
слоги и составлять
предложения
из
заданных слов.

15

Владеть знаниями о
понятии
ПРЕДЛОЖЕНИЕ;
Уметьделитьслова
наслогиичитать
прямыеиобратные
слоги с буквой Т;
Получить
начальные
представления
о
понятии «заглавная
буква»
Давать
оценку
своим
высказываниям
и
оценивать ответы
других детей.
Уметь
дифференцировать
звуки К и Кь;
Владеть знаниями о
букве К; Делать
сравнительный
анализслов«КИТ»
и «КОТ»
Развитьлогическое
мышление;
Сформировать
интерескпроцессу
обучения.
Различать понятия
СЛОГ-СЛОВОПРЕДЛОЖЕНИЕ;
Владеть
навыком
чтения
слов из
знакомых букв;
Понимать и уметь
делить слова на
слоги и составлять
предложения
из
заданных слов.

7.На
ворота Получить
буква
П начальныезнанияо
похожа
букве П;
Учиться правильно
производить
звуковой
синтез
слов
и
уметь
добавлять звук в
слово;
Владеть понятием
«заглавная буква»
Развить вниманиеи
память.
Получить
8.Мамина
начальныезнанияо
буква
букве М;
Научиться
различатьзвукипо
звонкости;
Научиться читать
слоги с буквой М;
Получить
начальные
представления
о
преобразовании
слова
в другое
слово
путем
замены буквы.
9.Ура! Мы
Научиться
вцирк дифференцировать
звуки Н и Нь;
идем!
Получить
начальные знания о
букве Н;
Овладеть навыком
чтения слогов с
буквой Н;
Уметь
составлять
слова из заданных
звуков;
Владетьпонятиями
СЛОВО–
ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Научиться
10.Помогаем
находитьзвукиХи
хомячку
Хь
в
словах,
16

Владеть знаниями о
букве П;
Уметь
правильно
производить
звуковой
синтез
слов
и
уметь
добавлять звук в
слово;
Правильно
определятьпонятие
,,заглавная буква,,
Научитьсяработать
самостоятельно.
Владеть знаниями о
букве М;
Уметь
различать
звуки по звонкости;
Владеть
навыком
чтения слогов с
буквойМ;
Понимать принцип
преобразования
слова
в другое
слово
путем
замены буквы.

Владеть знаниями о
букве Н;
Уметьчитатьслоги с
буквой Н и
составлятьсловаиз
заданных звуков;
Владетьпонятиями
СЛОВО
–
ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Сформировать
интерес
к
обучению.

Владеть звуковым
анализом слов;
Владетьзнаниямио

определять
место
звука
в
слове
(начало, середина,
конец);
Получить
начальныезнанияо
букве Х;
Научиться читать
слоги и короткие
слова с буквой Х.

IVБЛОК
«Новогодние
хлопоты»
Задачи: дать
первоначальные
представленияо
понятиях
«вопросительное
предложение» и
«знаквопроса»
продолжать
развиватьнавык
чтения слогов и
слов;пополнить
запас
представленийо
понятиях«звук»
«буква», «слово»
развивать и
совершенствовать
фонематический
слух.

буквеХ;
Уметь читать слоги
и короткие слова с
буквой Х;
Уметь
проявлять
любознательность.

Эффективность
Послеизучениятемданногоблокадетинаучатся
различать согласные звуки по твёрдости и мягкости. Дети
получат представления о понятии заглавная буква.
ПознакомятсясбуквамиЫ,Т,К,П,М,Н,Х.
Вырабатываемыенавыкипозволятсформировать
фонематическийслух.Позволят развить процессы памяти и
мышления.
1.Новогодние
Понимать понятия
Получить
«вопросительное
хлопоты
первоначальные
и
представления
о предложение»
понятии
«знаквопроса»
«вопросительное
Владеть понятиям
предложение»
и «заглавнаябуква»
«знаквопроса»
Расширить
Владеть понятиям словарный запас.
«заглавная букв»
Уметь
придавать
Расширить
эмоциональную
окраскуголосу.
словарныйзапас.
2.Чтозазнак
Научиться
Научиться
такой –
составлять
составлять
вопрос?
вопросительные
вопросительные
предложения;
предложения;
Уметь
выделять Владеть звуковым
первый звук вслове; анализом слов;
Уметь читать слова
Научиться
правильно читать со
знакомыми
слова
со буквами;
знакомыми
Научиться
выполнять
буквами;
Сформировать
мыслительные
действия
по
эмоциональное
аналогии.
отношение кслову
и речи.
3.Ура,

Владеть
17

Владеть

каникулы!

VБЛОК«В
гостяхузмейки»
Задачи: дать
первоначальные
знания о буквах С
и Ш;
усовершенствоват
ь навык чтения
слогови коротких
слов;
развивать
фонематический
слух

представлениями о
понятии
ЗВУКБУКВА-СЛОВО
Уметь произносить
отдельно каждый
звук в слове;
Владеть навыками
звукового анализаи
синтеза;
Научиться
соотносить звуки
буквы.

представлениями о
понятии
ЗВУКБУКВА-СЛОВО
Уметь произносить
отдельно каждый
звук в слове;
Владеть навыками
звукового анализаи
синтеза;
Научиться
соотносить звук и
буквы;
Выработать
культуру
поведения.

Эффективность
Знания,
полученные
детьмивходепроведениязанятийподанномублоку,помогутде
тямполучитьпредставленияопонятиях
«вопросительное
предложение» и «знак вопроса». Позволят развить навык
чтения слогов и слов со знакомыми буквами. Позволят
пополнить запас знаний о понятиях «звук», «буква»,
«слово»,
«предложение».
Вырабатываемые
навыки
позволят развить фонематический слух.
Получить
Владеть знаниями о
1.Насос
начальныезнанияо
букве С;
букве С;
Уметь находить в
Правильно
словах
слог
с
находить в словах
заданным звуком;
слог с заданным Понимать и уметь
звуком;
делить слова на
Понимать и уметь
слоги,
делить слова на образовывать
слоги,
новые слова содним
и тем же слогом;
образовывать
новые слова содним Владеть
умением
и тем же слогом.
составлять
вопросительные
предложения
2.Прокололи
колесо

Получить
начальныезнанияо
букве Ш;
Уметьделитьслова на
слоги;
Научиться
18

Владеть знаниями о
букве Ш;
Уметьделитьслова
на слоги;
Научиться
аккуратноработать

аккуратноработать
в тетради.
3.Поспешишь– Научиться
людей дифференцировать
звуки С и Ш в
насмешишь
словах и фразах;
Понимать принцип
преобразования
слова
в другое
путем
замены
звука;
Узнавать
родственные слова;
Развить
мелкую
моторику
и
зрительное
внимание.
4.Нашидрузья
– буквы

Должны развить и
усовершенствовать
навык
чтения
слогов,
коротких
слов;
Уметьделитьслова
на слоги;
Научиться
восстанавливать
нарушенную
последовательност
ь слогов в слове;
Владеть
умением
придумывать словс
заданным слогом;
Выработать
самостоятельностьи
контроль
за
своими
действиями.

втетради.
Развить
умение
выделять главное.
Уметь
дифференцировать
звуки С и Ш в
словах и фразах;
Преобразовывать
слова
в другое
путем
замены
звука;
Знать
понятие
,,родственных
слов,,иразличать
их;
Развить
мелкую
моторику
и
зрительное
внимание.
Уметьчитатьслоги и
короткие слова;
Владеть
умением
делить слова на
слоги;
Научиться
восстанавливать
нарушенную
последовательност
ь слогов в слове;
Уметь
придумыватьслова
сзаданнымслогом;
Выработать
самостоятельностьи
контроль
за
своими
действиями.

Эффективность
Полученные знания позволят детям познакомиться с
буквами С и Ш, правильно дифференцировать звуки С и
Ш. Позволят усовершенствовать навык чтения слогов и
коротких слов. Позволят научиться восстанавливать
нарушеннуюпоследовательностьслоговвсловеи
овладетьумениемпридумыватьсловасзаданнымслогом.
19

VIБЛОК«В
гостях ульвят и
тигрят»
Задачи:дать
первоначальные
знанияобуквахЛ
иР;научить
дифференцировать
этибуквывсловах
ифразах;
совершенствовать
навыкчтенияслов
сознакомыми
буквами.

1.Высоко
Получить
летит
наш начальныезнанияо
самолет
буквеЛ;
Научиться
различатьзвуки Л
иЛь;
Научиться читать
слова и слоги с
новойбуквой;
Владеть
умением
изменять
слово
путем
замены
одного звука на
другой;
Развить интерес к
процессуобучения.
2.Путешествие
на самолете

Владетьзнаниямио
ранее
изученных
буквах;
Уметьчитатьслова
ислогисбуквойЛ;
Пониматьивладеть
понятиями
,,ударныйслог,,
Развить
умение
слушать
себя и
другихдетей.

3.Ра-ра-ра–
начинается
игра!

Получить
начальныезнанияо
буквеР;
Научиться
произноситьзвукР
всловахифразах;
Развить
фонематический
слух
и
навыки
звуковогоанализа;
Овладеть умением
находить
место
звукавслове;
Развить
слуховое
внимание.
20

Владетьзнаниямио
буквеЛ;
Уметь
дифференцировать
звукиЛиЛь;
Уметьчитатьслова
и слоги с новой
буквой;
Владеть
умением
изменять
слово
путем
замены
одного звука на
другой;
Развить интерес к
процессуобучения.
Развить логическое
мышление.
Владетьзнаниямио
ранее
изученных
буквах;
Уметьчитатьслова
ислогисбуквойЛ;
Понимать
и
владетьпонятиями
«ударныйслог»
Развить
умение
слушать
себя и
другихдетей.
Развить
умение
излагать
свои
мысли.
Владетьзнаниямио
буквеР;
УзнаватьзвукРи
правильно
произноситьзвукР
всловахифразах;
Владеть навыками
звуковогоанализа;
Уметь
находить
место
звука
в
слове;
Развить
слуховое
внимание.
Воспитать
культуру

4.Семь
отмерь,
отрежь

5.Как
поменять
слова?

VIIБЛОК
«Сказкапро
ударение»
Задачи:дать
первоначальные
знанияопонятии

раз Научиться
один различатьзвукиРи
Рь в словах и
фразах;
Уметь
дифференцировать
звуки
по
твердостимягкости;
Владеть
навыком
чтения
слогов,
слов;
Воспитать умение
думать,
слушать
ответы
других
детей.
Научиться
различатьзвукиРи
Л,
произносить
слова
сложного
слоговогосоставас
этимизвуками;
Уметьчитатьслоги
и
слова
из
знакомыхбукв;
Знать
и
уметь
преобразовывать
слово
путем
добавлениябуквы;
Воспитывать
интерескслову.

поведения.
Уметь
дифференцировать
звукиРиРь;
Отработатьумение
дифференцировать
звуки
по
твердостимягкости;
Владеть
навыком
чтения
слогов,
слов;
Воспитать умение
думать,
слушать
ответы
других
детей.
Развить
самостоятельность
мышления.
Правильно
дифференцировать
звукиРиЛ;
Уметьчитатьслоги
и
слова
из
знакомыхбукв;
Знать
и
уметь
преобразовывать
слово
путем
добавлениябуквы;
Воспитывать
интерескслову.

Эффективность
ВырабатываемыенавыкипозволятдетямзнатьбуквыЛи
Р,правильнодифференцироватьзвукиЛиРвсловахи
фразах.Позволятусовершенствоватьнавыкчтения
слоговисловсознакомымибуквами.Вырабатываемые
навыкипозволятдетямразвитьфонематическийслух.
1.Сказка
за Обобщить
и Обобщить
и
сказкой
систематизировать
систематизировать
знанияопонятиях
знанияопонятиях
«предложение»
и «предложение»
и
«заглавнаябуква»
«заглавнаябуква»
Получить
Получить
21

«ударный слог»
совершенствовать
навык чтения слов;
познакомить с
навыком«чтения»
слов с помощью
звуковых
обозначений.

представления
о
составлении
сложных
предложений
с
заданным словом;
Уметьчитатьслова
из знакомых букв;
Владеть
умением
делить слова на
слоги;
Уметьслушать
ответы
других
детей.

представления
о
составлении
сложных
предложений
с
заданным словом;
Уметьчитатьслова
из знакомых букв;
Владеть
умением
делить слова на
слоги;
Развить
мыслительные
действия
по
аналогии.
Получить
начальные знания о
понятии «ударный
слог»
Отработать умение
находить ударный
слог всловах;
Уметьделитьслова на
слоги;
Развить внимание,
процессы
мышления.
Правильно
находить ударный
слог в словах;
Расширить
представленияо
«чтении» слов с
помощью звуковых
обозначений;
Сформировать
интерес
к
обучению.

Получить
про начальные знания о
понятии «ударный
невидимку
слог»
Научиться
находить ударный
слог всловах;
Уметьделитьслова на
слоги;
Сформировать
интерес к слову, к
собственнойречи.
3.Ещё
одна Правильно
сказка
про находить ударный
слог всловах;
невидимку
Уметь
читать
слова;
Познакомиться
с
многозначностью
слов «иголка» и
«ручка»
Овладетьнавыком
«чтения» слов с
помощью звуковых
обозначений.
Эффективность
Послеизучениятемданногоблокадетиовладеют
знаниями о понятии «ударный слог» и научатся находить
его в словах. Систематизируют знания о понятиях
«предложение» и«заглавнаябуква».Усовершенствуют навык
чтения слов, у детей сформируется
фонематическийслух.

2.Сказка

22

1.Про юлу и
ёжика

-

VIIIБЛОК
«Как
хорошоуметь
читать!»
Задачи:обобщить
и
систематизировать
знания детей по
ранееизученным
блокам
программы.

2.Самая
последняя
буква

-

3.Как хорошо Обобщить
и
уметьчитать!
систематизировать
знанияопонятиях
ЗВУК-СЛОГСЛОВО;
Уметь
читать
слова;
Научиться
получать
новое
слово
путем
перестановки
23

Получить
начальные знания
об йотированных
звуках;
Получить
начальныезнанияо
букахЮиЁ;
Развить
фонематический
слух
и
навыки
звуковогоанализа;
Владеть
навыком
чтения слогов и
слов;
Развить
самостоятельность
мышления.
Получить
начальныезнанияо
букве Я;
Уметьделитьслова на
слоги;
Владеть
умением
восстанавливать
нарушенную
последовательност
ь слогов в слове;
Уметь
придумыватьслово
сзаданнымслогом;
Выработать
самостоятельность
и
контроль
за
своими
действиями.
Обобщить
и
систематизировать
знанияопонятиях
ЗВУК-СЛОГСЛОВО;
Уметь
читать
слова;
Научиться
получать
новое
слово
путем
перестановки

слогов;
Сформировать
внимание, умение
работать
самостоятельно
и
видеть
свои
ошибки.
4.Что сначала Владетьзнаниямио
–чтопотом?
понятиях
ЗВУКСЛОГ-СЛОВОПРЕДЛО
ЖЕНИЕ;
Владеть навыками
звукового анализа
исинтезаслов;
Уметь
читать
слова;
Развить интерес к
словукакпредмету
изучения.

5.Летожаркое
идёт!

Обобщить
и
систематизировать
материал
по
вышеизученным
блокам.

слогов;
Сформировать
внимание, умение
работать
самостоятельно
и
видеть
свои
ошибки.
Развить
слуховое
внимание.
Владетьзнаниямио
понятиях
ЗВУКСЛОГ-СЛОВОРЕДЛО
ЖЕНИЕ;
Владеть навыками
звукового анализа
исинтезаслов;
Уметьчитатьслова
ипредложения;
Развить интерес к
словукакпредмету
изучения.
Развить
познавательную
активность.
Обобщить
и
систематизировать
материал
по
вышеизученным
блокам.

Эффективность
Знания,полученныедетьмивходепроведениязанятийпо
данномублоку,позволятсистематизироватьипополнить
запаспредставленийобовсемизложенномматериале
вышестоящихблоковпрограммы.
Развитиесвязной,грамматическиправильнойдиалогическойимонологической
речи.
Освоениеумений:
пересказалитературныхпроизведений поролям,отлицалитературного героя,
передаваяидеюисодержание,выразительновоспроизводядиалогидействующихлиц; в
описательных рассказах передавать эмоциональное отношение к образам
используясредстваязыковойвыразительности:метафоры,сравнения,эпитеты,

24

гиперболы,олицетворения;самостоятельноопределятьлогикуописательного рассказа;
использовать разнообразные средства выразительности;
составлять повествовательные рассказы по картине, из личного и коллективного
опыта, по набору игрушек; строить свой рассказ, соблюдая структуру повествования;
различатьлитературныежанры:сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение;
соблюдатьвповествованииосновныехарактерныеособенностижанрасказки, рассказа,
загадки, стихотворения;
самостоятельноиспользоватьвпроцессеобщениясовзрослымиисверстниками
объяснительную речь, речь-доказательство, речевое планирование.
образовыватьсложныесловапосредствомслиянияоснов(кофемолка,кофеварка,
посудомоечная машина);
самостоятельноиспользоватьвречиразныетипыпредложений(простые,
сложносочиненные, сложноподчиненные) в соответствии с содержанием
высказывания.
Обогащениеактивногословаря:
Освоениеумений:подбиратьточныесловадлявыражениямысли;выполнять операцию
классификации - деления освоенных понятий на группы на основе
выявленных признаков: посуда — кухонная, столовая, чайная; одежда, обувь —
зимняя,летняя,демисезонная ит.днаходитьвхудожественныхтекстахипонимать
средства языковой выразительности: полисемию, олицетворения, метафоры;
использоватьсредстваязыковойвыразительностиприсочинениизагадок,сказок,
стихов.
Формированиезвуковойаналитико-синтетическойактивностикакпредпосылки
обучения грамоте.
Освоениезвуковогоанализачетырехзвуковыхипятизвуковыхслов (лиса,слон,аист,
школа): интонационное выделение звуков в слове, определение их
последовательности,характеристиказвуков(гласный-согласный,согласныйтвердыймягкий), составление схемы звукового состава слова, выделение ударного гласного
звука в слове;
Освоениеумений:определятьколичествоипоследовательностьсловвпредложении;
составлять предложения с заданным количеством слов; ориентации на листе,
выполненияграфическихдиктантов;выполненияштриховкивразныхнаправлениях,
обводки; чтения простых слов и фраз; разгадывания детских кроссвордов и решения
ребусов.
Отличительнойособенностьюдополнительнойобразовательнойпрограммы
“Грамотейка ” является комплексное взаимодействие блоков программы, где
присутствуетединыйигровойсюжет.Взанятиявключеныразныевидыигр: дидактические,
игры-соревнования, ситуативные, подвижные. Материал,
предлагаемыйребенку,имеетзанимательныйхарактер,несодержитсложныхи
непонятныхзаданий.Ориентируясьнавозрастныеособенностидетей-дошкольников, в
занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих
реализациизадачнаобщение.Вдополнительнойобразовательнойпрограмме
“Грамотейка ” большое место занимают нетрадиционные приемы работы: опорное
моделирование:составлениемоделейслов(изгеометрическихфигур),предложений
(слова–иллюстрации),составлениесказоксиспользованиеммоделейбукв(буквы–
25

ассоциации),Л–лиса,В–волк,А–автобус,Р–ракета,К-котит.д.Модели
помогаютнетольконагляднопредставитькакой-либообъект,ноимодифицировать его,
экспериментировать с ним.
Формыорганизациидеятельностидошкольников:
индивидуальная;
работа в парах;
групповая;
коллективная.
Методы:
словесные;
наглядные;
практические;
игровые;
поисковые;
исследовательские.
Видыработ:
- знакомствосбуквойизвуком;
- характеристиказвука;
- изучение аккустико-артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к
определённойгруппе (гласные –согласные, звонкие –глухие, ударные–безударные):
- чтениеслогов-слияний,сложныхслогов,слов,предложений,текстов;
- выделениезвукавслове(проговариваниеиразучиваниечистоговорок,скороговорок,
стихотворений с аллитерацией) ;
- моделирование;
- обучениеприёмамузнавать,различатьивыделятьотдельныезвуки;
- работанадлексическимзначениемслов;
- слушаниестихотворений,сказок;
- выполнениезаданийнаклассификацию;
26

- игры со словами(разгадывание загадок, шуток, ребусов, шарад, составление рифм,
чтение слов в разных направлениях, разными способами,
составлениецепочкислов,поискошибоквтексте);
- пальчиковыеигры;
- работасдеформированнымитекстами;
- анализисинтезграфическихбукв;
- подготовка руки к письму (штриховка, раскрашивание, обведение шаблонов,
печатание элементов букв, выкладывание букв из различныхматериалов, графические
диктанты)
- работаскнигой.
Педагогические технологии.

В настоящее время в педагогический лексикон

прочновошлопонятиепедагогическойтехнологии.Технология –этосовокупность
приемов,применяемыхвкаком-либоделе,мастерстве,искусстве(толковыйсловарь).
Технологии,применяемыевдополнительнойобразовательнойпрограмме«
Грамотейка».
1. Технологияразноуровнегообучения.

Изучалисьспособностидетейвситуации,когдавремянаизучениематериалане
ограничивалось, и были выделены такие категории:
-малоспособные;которыеневсостояниидостичьзаранеенамеченногоуровнязнаний и
умений даже при больших затратах учебного времени;
-талантливые,которымнередкопосиламто,счемнемогутсправитьсявсеостальные;
-дети,чьиспособностикусвоениюзнанийиуменийзависятотзатратучебного времени.
Овладевающиепрограммнымматериаломнаминимальном(государственный
стандарт), базовом, вариативном (творческом) уровнях.
Вариантыдифференциации.
-Комплектованиегруппыоднородногосоставасначальногоэтапаобучения.
-Внутригрупповаядифференциациявсреднемзвене,проводимаяпосредствомотбора групп
для раздельного обучения на разных уровнях.

27

2. Технологиясотрудничества.

Предполагаетобучениевмалыхгруппах.Главнаяидеяобучениявсотрудничестве —
учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи
товарищей.
3. Технологияперспективно-опережающегообучения.

Ееосновнымиконцептуальнымиположениямиможноназватьличностныйподход
(межличностное сотрудничество); нацеленность на успех как главное условие
развития детей в обучении; предупреждение ошибок, дифференциация, т.е.
доступностьзаданийдлякаждого;опосредованноеобучение(череззнающего человека
учить незнающего).
Вобсуждениеновогоматериала(перспективнойтемы)вовлекаютсясначаласильные,
затем средние и лишь потом слабые дети. Получается, что все дети понемногу учат
друг друга.
Другойособенностьюэтойтехнологииявляетсякомментируемоеуправление.Оно
объединяеттридействияребенкадумаю,говорю,записываю.Третьяособенностьопорные схемы, или просто опоры, — выводы, которые рождаются на глазах детей в
процессеобъясненияиоформленияввидетаблиц,карточек,рисунков.Когдаребенок
отвечает на вопрос, пользуясь опорой (читает ответ), снимаются скованность, страх
ошибок.
4. Технологиипроблемногообучения

Такоеобучениеоснованонаполученииучащимисяновыхзнанийприрешении
теоретическихипрактическихзадачвсоздающихсядляэтогопроблемныхситуациях.
Вкаждойизнихдетивынужденысамостоятельноискатьрешение,апедагоглишь помогает
ребенку, разъясняет проблему, формулирует ее и решает. Проблемное
обучениевключаеттакиеэтапы:


осознаниеобщейпроблемнойситуации;



ееанализ,формулировкуконкретнойпроблемы;



решение(выдвижение,обоснованиегипотез,последовательнуюпроверкуих);
28



проверкуправильностирешения.

Разумеется,невсякийвопрос,накоторыйребенокнезнаетответа,создаетподлинную
проблемную ситуацию не считаются проблемами с психолого-дидактической точки
зрения,таккакответможнополучитьиз справочника,энциклопедиибезкакого-либо
мыслительного процесса .Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана
различнымитипамизаданий.
5. Игровыетехнологии.

Игранарядуструдоми учением –одинизвидовдеятельностинетолькоребенка,нои
взрослого. В игре воссоздаются условия ситуаций, какой—то вид деятельности,
общественныйопыт,аврезультатескладываетсяисовершенствуетсясамоуправление
своим поведением, игроваядеятельность используется в следующих случаях:
-вкачествесамостоятельнойтехнологии;
-какэлементпедагогическойтехнологии;
Местоирольигровойтехнологии,ееэлементоввучебномпроцессевомногом
зависятотпониманияпедагогомфункцииигры.Результативностьдидактическихигр
зависит,
во-первых,отсистематическогоихиспользования,вовторых,отцеленаправленного
построенияихпрограмм,сочетанияихсобычнымидидактическимиупражнениями.В
игровуюдеятельность входят игры и упражнения, формирующие умение выделять
основныехарактерныепризнакипредметов,сравнивать,сопоставлятьих;игры
развивающиеумениеотличатьреальныеявленияотнереальных,воспитывающие умения
владеть собой, быстроту реакции, смекалку и д
Мониторингрезультатовобучениядетейподополнительной образовательной
программе.
Мониторингобразовательногопроцессаможетбытьопределенкаксистема организации
сбора, хранения, обработки и распространения информации о
деятельностипедагогическойсистемы,длянепрерывногослежениязаеесостояниеми
прогнозирования развития. Мониторинг позволяет обнаружитьэффективность
29

реализуемойобразовательнойдеятельности и всегда ориентирован на цели этой
деятельности. Система мониторинга подразумевает, помимо ожидаемыхрезультатов,
обнаружениеинеожиданныхэффектов,ипрогнозированиепроблематикивбудущем.
Мониторинг предполагает:
 постоянныйсборинформацииобобъектахконтроля,т.е.выполнениефункции
слежения;
 изучениеобъектапооднимитемжекритериямсцельювыявлениядинамики
изменений;
 компактность,минимальностьизмерительныхпроцедуриихвключенностьв
педагогический процесс.
1. Качества результатов деятельности дополнительной образовательной
программы«Грамотейка».Определениерезультативности,преждевсего,связаносо
степенью решения целевых задач: охрана жизни и укрепление здоровья детей,
развитиедетей,взаимодействиеиподдержкасемьивпроцессе воспитаниядетей
дошкольного возраста. Исходя из этого, предметами мониторинг направлен на
изучение:
 степениосвоенияребенкомобразовательнойпрограммы,егообразовательных
достиженийсцельюиндивидуализацииобразования,развитияспособностейи
склонностей, интересов воспитанников;
 степениготовностиребенкакшкольномуобучению;
 удовлетворенностиразличныхгрупппотребителей(родителей,воспитателей)
образовательной программой « Грамотейка».
2. Качества педагогического процесса дополнительной образовательной
программы.Припроектированиикартымониторингаобразовательногопроцесса
следует обеспечить его направленность на отслеживание качества:
образовательнойдеятельности,осуществляемойвпроцессеорганизацииразличных
видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательноисследовательской,чтенияхудожественнойлитературы).
организации самостоятельной деятельности детей;
взаимодействияссемьямидетейпореализациидополнительнойобразовательной
программы.
3. Качестваусловийдеятельностипрограммы«Грамотейка».Реализация
образовательногопроцессавозможнаприобеспечениисоответствующимиресурсами и
создании необходимых условий.
Поэтомувсистемумониторингадолженбытьвключенанализусловий,
обеспечивающихкачестводополнительнойобразовательнойпрограммывдетском саду:
особенности профессиональной компетентности педагогов;
развивающаяпредметно-пространственнаясредадетскогосада.Вкачествеметодов
мониторинга используютсяформализованные и мало формализованные методы:
30

Формализованныеметоды:тесты,опросники,методыпроективнойтехникии
психофизиологическиеметоды.Этиметодикипозволяютсобратьдиагностическую
информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает
возможность количественно и качественно сравнивать полученные результаты.
Малоформализованныеметоды:наблюдение,беседа,анализпродуктовдетской
деятельности. Эти методы дают оченьценные сведения о ребенке, особенно когда
предметом изучения выступают такие явления, которые мало поддаются
объективизации (например, ценностные ориентации, отношение ребенка к различным
явлениям)илиявляютсячрезвычайноизменчивымипосвоемусодержанию(динамика
интересов, состояний, настроений и так далее).
Результатыпедагогическогомониторингаможноохарактеризоватькак:
- описательные,ограничивающиесявыявлениемотдельных(иногданесущественных)
связей и процессов объекта исследования;
- репродуктивные, характеризующиеразвитиеобъектавпрошломнаоснованииранее
полученных данных;
- продуктивные,прогнозирующиеразвитиеобъектавцеломилиотдельныхего
сторон, свойств, качеств;
III. Организационныйразделдополнительнойобщеобразовательнойпрограммы
«Грамотейка».
Материально-техническоеобеспечениедополнительнойобразовательной
программы «Грамотейка».
1. Комната–светлая,просторная,проветриваемая,отвечающаятребованиям
САНПиН.
2. Демонстрационнаямагнитнаядоскаилимольберт.
3. Музыкальныйцентр,аудиоматериалы,компактдискисзаписямисказок,
развивающих занятий.
4. Шкафыдляхранениядидактическихиметодическихпособий.
3.2Развивающаяпредметно-пространственнаясреда
Дидактическиепособия:
· разрезнаямагнитнаяазбука;
· планшетдляпечатаниябукв;
· тетрадивклетку;
· дидактическиеигрынаознакомлениесбуквами,звуками;
· комплектупражненийнапроверкуизакреплениезнанийпометодикеН.В.Дуровой;
· демонстрационныенаглядныепособия.
Регламентнепосредственнодополнительнообразовательнойдеятельности.
Планирование занятий
Продолжительность
занятий

Периодичность
в неделю

30мин

2раза

Количество
часов
в неделю
1час

31

Количество
часов в год
72часа

Методическаялитература.
Список литературы
1. АлексееваМ.М.Речевоеразвитиедошкольников.М.,1999.
2. ВаренцоваН.С.Подготовкакобучениюграмотевдетскомсаду.МН:,1996.
3. ЕфименковаЛ.Н.Формированиеречиудошкольников.М.,2001.
4. ЖуроваЛ.Е.Обучениедошкольниковграмоте:Методическоепособие.М:,1998.
5. Занимательноеазбуковедение:Кн.дляучителя/Сост.В.В.Волина. –М.:
Просвещение. 1991.
6. Игрывлогопедическойработесдетьми./Подред.В.И.Селиверстова -М.,2001.
7. Морозова И.А.,ПушкарёваМ.А.Конспектызанятий.Дляработысдетьми6 –7 лет с
ЗПР. – М.: Мозаика – Синтез, 2007.
8. ПожиленкоЕ.А.Волшебныймирзвуковислов:Пособиедлялогопедов. –М.:
Гуманит. изд. центр Владос, 2002.
9. ТумановаТ.В.Особенностисловообразованияудошкольниковсобщим
недоразвитием речи. М., 2000.
10. ЮрчишинаВ.Д.Вижу-читаю-пишу.Системаработыпообучениюграмотекшколе
группы. М:, Гном-пресс, 2007.
11. БородичА.И.Методикаразвитияречидетейдошкольноговозраста.М.,1984.
12. ВыготскийЛ.С.Развитиеустнойречи.М.,1996.
13. ГавринаС.Е.,КрутявинаН.Л.,ТопорковаИ.Г.,ЩербининаС100кроссвордовпо
любимым сказкам. Ярс., 1999.
14. КоноваленкоВ.В.,КоноваленкоС.В.Артикуляционнаяи пальчиковая
гимнастика. М. : Гном-Пресс, 1998.
15. МаксаковА.И.,ТумаковаГ.А.Учите,играя.М.,1979.
16. ПожиленкоЕ.А.Волшебныймирзвуковислов.М.,1999.
17. ШаеховаР.К.Читая–учимсятворить.Казань,1997.
18. ШвайкоГ.С.Игрыиигровыеупражнениядляразвитияречи.М.:Просвещение, 1988.
19. О.В.Акулова,Т.И.Бабаева,Т.А.Березина,А.М.Вербенец,А.Г.Гогоберидзе,В.А.
Деркунская, Т.А. Ивченко, Н.О. Никонова, Л.К. Ничипоренко, В.А. Новицкая, З.А.
Михайлова, М.Н. Полякова, О.В. Солнцева, О.Н. Сомкова, Р.И. Яфизова. «Детство»
примерная образовательная программа дошкольного образования Санкт-Петербург
2014.
20. АстафьеваЕ.О.Играем,читаем,пишем.Методическоепособиеконспект.Рабочая
тетрадь №1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».