ОНР и ФФНР
18.03.2021
Что такое ОНР?
А что такое
ФФНР?
Вашему ребенку логопед поставил диагноз ОНР или ФФНР? Давайте разберемся,
что это значит?
Общее недоразвитие
речи (ОНР) — это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено
формирование всех компонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон,
при нормальном слухе и интеллекте.
Речевая
недостаточность при ОНР неоднородна: от полного отсутствия речи до развернутой
фразовой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического
недоразвития.
Принято выделять
четыре уровня речевого развития при ОНР. При I уровне речевые
средства ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из
звукоподражаний и звукокомплексов («ись» — «киска», «ака» — «собака», «нини» —
«штаны»). В активной речи могут быть фразы из двух лепетных слов, не
оформленные грамматически («Ись иди» — «Киска сидит»). Характерна также и многозначность
употребляемых слов («ись»: «киска», «мишка», «мышка»). При этом возможна замена
наименования предметов названиями действий и наоборот. Например, слово «пи»
(часть глагола «пить») может обозначать чашку, воду, сок, молоко. А слово «дей»
(«дверь») — глаголы «открыть», «закрыть». Широко используя жесты и мимику, дети
с первым уровнем развития речи при ОНР понимают обращенную речь в хорошо
знакомой ситуации. Произношение большинства звуков у ребенка с первым уровнем
развития речи нарушено, многие из них искажаются, смягчаются, опускаются и т.
п.
При переходе ко II уровню речевая
активность ребенка возрастает. Если у детей с первым уровнем речевого развития
преобладают двусложные слова, то ребенок со вторым уровнем может использовать
трех- и даже четырехсложные слова («асина» — «машина», «Ибуаська» —
«Чебурашка»). При этом следует отметить грубое нарушение слоговой структуры и
звуконаполняемости слов («итоти» — «цветочки», «какоки» — «колготки»). Активная
речь состоит из простых предложений из двух, трех, четырех слов («Азя тоит а
тое» — «Ваза стоит на столе»). Отмечаются грубые ошибки в использовании
грамматических конструкций: пропуск предлогов, отсутствие согласования
прилагательных с существительными, смешение падежных форм («Ем оська» — «Ем ложкой»).
У детей со вторым уровнем речевого развития при ОНР значительно развивается
понимание обращенной речи. Фонетическая сторона характеризуется многочисленными
искажениями звуков. Отмечаются дефекты озвончения, смягчения, нарушения
произношения свистящих ([с], [с'], [з], [з'], [ц]), шипящих ([ш], [ж]),
сонорных ([р], [р'], [л], [л']) и других звуков.
III уровень
речевого развития при ОНР характеризуется наличием
развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и
фонетико-фонематического недоразвития. Дети используют распространенные
предложения, пытаются употреблять сложносочиненные и
сложноподчиненные конструкции. Словарь таких детей включает все части речи.
Наблюдается неточное употребление многих лексических значений («кружка» —
«чашка», «стакан»; «штаны» — «брюки», «шорты»). Появляются первые навыки
словообразования («стол» — «столик», «шел» — «пришел»), но дети не могут
производить прилагательные от существительных («сок из яблок» — «яблочный»,
«крыша из соломы» — «соломенная»), образовывать глаголы с тонкими смысловыми
оттенками действий приставочным способом («красил» — «покрасил», «выкрасил»).
Недостатки произношения выражаются в смешении, замене и искажении звуков,
причем замены могут быть нестойкими.
У детей с IV уровнем
речевого развития нет грубых нарушений звукопроизношения, а имеет
место лишь недостаточно четкое различение звуков в речи. Эти дети допускают
перестановки слогов и звуков, сокращения согласных при их стечении, замены и
пропуски слогов в речевом потоке. У них недостаточно внятная дикция, вялая
артикуляция, «каша во рту».
Лексические ошибки
проявляются в замене слов, близких по значению («Мальчик чистит метлой двор» —
вместо «Мальчик подметает метлой двор»), в смешении признаков («большой дом»
вместо «высокий дом»). В грамматическом оформлении речи детей данной категории
отмечаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного
падежей множественного числа («Дети увидели Медведев, воронов»). Имеют место
нарушения согласования прилагательных с существительными («Я раскрашиваю шарик
красным фломастером и красным ручком»). Но все ошибки детей, которых можно
отнести к IV уровню речевого развития при ОНР, встречаются в незначительных
количествах и носят непостоянный характер. Причем если предложить детям сравнить
верный и неверный ответы, то ими будет сделан правильный выбор.
Фонетико-фонематическое
недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процессов формирования
произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми
расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков.
К этой категории
относятся дети с нормальным слухом и сохранным интеллектом.
Специалисты выделяют
несколько групп детей с данным диагнозом:
·
дети, у которых возникают затруднения
только в различении нарушенных в произношении звуков;
·
дети, у которых нарушено различение
большого количества звуков из разных фонетических групп;
·
дети с глубоким фонематическим
недоразвитием, которые вообще не различают отношения между звуковыми
элементами, не способны выделить звуки из состава слова и определить их
последовательность.
Речь ребенка с ФФНР
характеризуется множественными пропусками, искажениями и заменами звуков.
Иногда ребенок может неправильно произносить 15—20 звуков.
Нарушение
воспроизведения звуков у ребенка с такой патологией связано с недостаточным
различением как тех звуков, произношение которых нарушено, так и тех, которые
произносятся правильно, но относятся к разным фонетическим группам. Наряду с
этим у ребенка отмечаются ошибки в слоговой структуре («пуговица» — «пувица»,
«сковорода» — «кода») и звуконаполняемости слов («книга» — «нига», «мост» —
«мот»).
В ходе специальных
коррекционных занятий логопед учит такого дошкольника узнавать и различать
звуки родного языка, формирует их правильные уклады, закрепляет должное
произношение и различение звуков в свободной речевой деятельности, формирует
умение производить звуко-слоговой анализ слова, что помогает ребенку в дальнейшем
избежать стойких ошибок при овладении письменной речью.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.03.2021
Дата обновления: 18.03.2021
Дата публикации: 18.03.2021