Фонематический слух
11.01.2021
От
рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. Эта
способность развивается в общении со взрослыми на протяжении первого года
жизни, а особенно интенсивно — в полуторагодовалом возрасте. Слух ребенка
быстро приспосабливается к звукам родного языка.
В
первые недели жизни ребёнка активно формируется слуховое внимание. Ребёнок
услышав звук человеческого голоса, перестаёт сосать грудь, перестаёт плакать,
когда с ним начинают говорить.
К
концу первого месяца жизни младенца его можно успокоить колыбельной песней. К
концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего и
следит за ним глазами.
С
6 месяцев ребёнок путём подражания произносит отдельные звуки, слоги, принимает
тон, темп, ритм, мелодику и интонацию речи.
В
период появления лепета ребёнок повторяет видимую артикуляцию губ взрослого,
пытаясь подражать. Многократное повторение кинестетического ощущения от
определённого движения ведёт к закреплению двигательного навыка
артикулирования.
В
возрасте от полутора до двух лет происходит чрезвычайное событие — ребенок
начинает говорить, это самый яркий и самый стремительный период речевого
развития. Если раньше он произносил лишь отдельные слова, то теперь он знает от
200 до 500 слов и соединяет их в несложные фразы.
Уже
к двум годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на
слова, отличающиеся одной фонемой. Так формируется фонематический
слух-способность воспринимать звуки человеческой речи.
От 3-7 лет у ребёнка всё более
развивается навык слухового контроля за своим произношением, умение исправлять
его в некоторых случаях.
К
четырём годам в норме ребёнок должен дифференцировать все звуки, то есть у него
должно быть сформировано фонематическое восприятие. К тому же времени у ребёнка
заканчивается формирование правильного звукопроизношения.
К
пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или
иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки,
если, конечно с ними велась предварительная работа.
Игры для формирования
фонематического слуха
у дошкольников
Узнавание
неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и
основой развития фонематического слуха.
- Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте
с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери
и
другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас
звучало.
- Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте
в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку
потряхиваемого мешочка, что там внутри.
- Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую
палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит
звучать вазу, стол, стенку, миску и т. д. Потом усложните задание – пусть малыш
отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.
- Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он
двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.
- Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический
рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В
усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
Различение
звуков речи по тембру, силе и высоте.
-
Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету
голоса близких людей и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто
сейчас говорит.
- Игра «Громко–тихо». Договоритесь, что малыш будет
выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда
тихо.
- Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из
героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за
трех медведей, изменяя высоту голоса.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.01.2021
Дата обновления: 18.01.2021
Дата публикации: 11.01.2021