I.
СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ...................................................................................... 3
Пояснительная записка ..................................................................................... 3
Цели и задачи реализации рабочей программы .......................................... 4
Принципы и подходы к формированию программы .....................................5
Информационно - методическое обеспечение программы .......................... 5
Виды и техники нетрадиционного рисования ................................................ 5
Планируемые результаты освоения рабочей программы ........................... 8
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Календарно-тематическое планирование по нетрадиционному рисованию
с
детьми
старшего
дошкольного возраста
................................................................................................................................ 9
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Материально – техническое обеспечение программы .............................. 28
Организация развивающей предметно-пространственной среды ............. 31
Заключение .................................................................................................... 32
Список литературы ....................................................................................... 33
Пояснительная записка
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А. Сухомлинский
Формирование творческой личности – одна из важных задач
педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней
начинается её развитие с дошкольного возраста. Как утверждают многие
педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить,
почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать
возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с
помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт
новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он
каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.
Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от
элементарного
наглядно-чувственного
впечатления
до
создания
оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно –
выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для
его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем
значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Программа кружка «Юный художник», знакомит детей дошкольного
возраста с нетрадиционными способами рисования, расширяет и углубляет
знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.
Актуальность проблемы воспитания гармонично-развитой личности,
предполагаетразвитие в ребёнке
природных задатков, творческого
потенциала, специальных способностей, позволяющих ему реализоваться в
различных видах и формах художественной и творческой деятельности.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных
эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им
предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей
непредсказуемостью.
Занятия,
основанные
на
использовании
многообразных
нетрадиционных художественных техник рисования, способствуют развитию
детской
художественной
одаренности,
творческого
воображения,
художественного мышления и развитию творческого потенциала.
Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании также
способствует развитию познавательной деятельности и творческой
активности.
При реализации программы ежемесячно организуются выставки работ
детей, которые органично вписываются в пространство группы,
способствуют формированию гармоничному развитию личности ребёнка.
Программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным
Образовательным Стандартом и является инновационным образовательным
программным документом.
Новизна данной программы в комплексности содержания, и в том, что
она знакомит детей со способами нестандартного рисования, дополняет
основные образовательные курсы по изобразительной деятельности,
художественному конструированию, по работе с природным и бросовым
материалом. Рисование дает возможность ребенку выразить то, что в силу
возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе
рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и
ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен.
Отличительные особенности данной образовательной программы:
занятия отличаются от занятий запланированных программой детского сада,
но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и
углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной
деятельность. Дети учатся работать с разнообразными художественными,
природными и бросовыми материалами. Учатся свободно выражать свой
замысел. Развивают творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через
использование различных изобразительных технологий.
Педагогическая целесообразность предполагаемой программы состоит
в том, что специфика искусства, особенности языка различных его видов
придают художественную деятельность уникальным средством воспитания,
обучения и развития подрастающего поколения.
Цель: создание условий для развития творческих способностей заложенных
в ребенке через использование нестандартного рисования.
Задачи:
познакомить детей с многообразием нетрадиционных техник
рисования;
учить детей сочетать их с элементами лепки и аппликации, используя
природный и бросовый материал;
вызвать желание детей применять нетрадиционные техники рисования
в самостоятельной деятельности;
развивать цветовосприятие, чувства
композиции
и
ритма,
воображение, фантазию, творчество, самостоятельность;
воспитывать аккуратность, интерес к рисованию, умение доводить
начатое дело до конца.
Возраст воспитанников:
старший дошкольный возраст 5-6 лет.
Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю 25 минут во второй
половине дня.
Календарно-тематическое планирование по нетрадиционному
рисованию с детьми старшего дошкольного возраста
№ п/п
Тема
занятия
Нетрадицион
ные техники
Сентябрь
Отпечатыван
ие
ладошками
Задачи
Оборудование
Формировать умение
создавать большую
коллективную
композицию,
договариваться друг с
другом.
Гуашь, кисти, листы
1.
Коллектив
ная работа
«Солнышк
о»
2.
Светофор
Пластилиног
рафия
Способствовать
формированию
умений создавать
изображение путем
пластилинографии.
Пластилин, стеки, доски
для лепки, рисунок
светофора
3.
Матрёшка
Рисование
пальчиками и
ватными
палочками
Познакомить детей с
историей рождения
русской деревянной
игрушки; развивать
умение украшать
силуэт Загорской
матрешки.
Ватные палочки, краски,
трафарет матрешки, лист,
простой карандаш
4.
Здоровые
зубы
Рисование
ватными
палочками и
зубной
пастой
Познакомить детей с
нетрадиционными
художественными
техниками: рисование
ватными палочками и
зубной пастой
Картон темного цвета,
белая зубная паста,
ватные палочки
5.
Осеннее
дерево
Интуитивное
рисование
Познакомить с
техникой
интуитивного
рисования, развивать
творческие
способности и
фантазию.
Гуашь, кисти – щетина,
листы плотной бумаги,
салфетки
6.
Дерево с
яблоками
Кляксография
трубочкой
Познакомить детей с
приемом рисования –
Акварель, кисти,
трубочки
кляксография
трубочкой; развивать
воображение,
фантазию, интерес к
творческой
деятельности.
7.
Дары
осени(нат
юрморт)
Оттиск
печатками
8.
Ветка
рябины
Пластилиногра Познакомить с
фия
новым приемом –
расписной
пластилин,
полученный
способом резания.
Октябрь
Интуитивное
рисование
1.
Мухомор
2
Животные,
которых я
придумал
3.
Волшебная Отпечатыван
птица
ие листьями
Кляксографи
я
Продолжать
формировать умение
изображать
натюрморт с
помощью печаток из
овощей
Печатки из овощей,
краски, кисти, альбомные
листы
Пластилин, доска для
лепки, стеки, картон,
простой карандаш
Продолжать
знакомить детей с
техникой
интуитивного
рисования
Гуашь, кисти – щетина,
салфетки, лист плотной
бумаги
Продолжать
знакомить с
нетрадиционной
техникой
кляксографии.
Развивать
воображение,
творчество в
дорисовывании
предметов
Акварель, кисти
Знакомить с
техникой печатания
листьями, развивать
Листья сухие, краски,
кисти, альбомные листы
цветовосприятие.
4.
Ежики на
опушке.
Тычок
жесткой
полусухой
кистью,
оттиск
смятой
бумагой
Способствовать
развитию умения
рисовать в технике
«тычок жесткой
полусухой кистью»,
«печать смятой
бумагой».
Кисть – щетина, краски,
смятая бумага, альбомный
лист
5.
«Жираф»
6.
«Волш
ебная
бабочк
а»
Рисов
ание
ладош
кой
монотипия
Альбомный
лист,гуашь
желтого цвета,
салфетки
Альбомный
лист,акварель,
гуашь,стаканчики с
водой, салфетки
7.
«Кораблик» Рисование
набрызгом
8.
«Попугай»
Рисов
ание
манко
й
Познакомить с
новым способом
рисование с
помощью ладошек
Познакомить с
помощью
нетрадиционной
техники рисования
«монотипия»
Обогатить и
расширить
художественный
опыт детей
Знакомство с
нетрадиционной
техникойрисования
«рисования
набрызгом»,
формирование и
развитие
художественнотворческих
способностей.
Познакомить с
нетрадиционной
техникойрисования
манной крупой
Ноябрь
1.
Белый
медведь
Интуитивное
рисование +
аппликация
Продолжать
знакомить с
нетрадиционной
техникой
кляксографии.
Развивать творческие
Трафарет белого медведя,
гуашь, кисть- щетина,
лист плотной бумаги,
ножницы, клей.
Картон ,гуашь,
зубная щетка,карандаш
Альбомный лист, манная
крупа, шаблон попугая
способности,
воображение.
2.
Зимушказима
Рисование на
световых
планшетах,
рисование
манной
крупой или
солью,
пластилином,
интуитивное
рисование
Познакомить с
нетрадиционными
техниками рисования
– рисование манной
крупой, солью,
пластилином;
способствовать
развитию умений
рисовать пейзаж,
используя в одном
рисунке разные
нетрадиционные
техники рисования.
3.
Платье
Оттиск
печатками,
рисование
пальчиками
Продолжать
Печатки, краски, листы,
формировать умение кисть
украшать платье
разными способами.
Развивать творческие
способности детей.
Украшаем
шапку
Набрызг
Познакомить детей с
техникой «набрызг»,
закрепить умение
самостоятельно
придумывать узоры.
4.
5.
Световые планшеты и
маркер-фонарики,
пластилин, соль, манная
крупа, клей ПВА, гуашь,
кисти –щетина.
Краски, листы, трафарет
шапки, вата, кисть щетина
«Щенок»
Рисование
методом
тычка
Продолжать знакомить
рисование методом тычка
«Цветы»
Тампонирова
Познакомить с помощью
Альбомный
лист с
нарисованным
контуром
щенка,гуашь
черного и
красного
цветов,
желтого цвета,
салфетки
Альбомный
ние,
рисование
пальчиком
6.
«Ёлочная
игрушка»
7.
8.
1.
нетрадиционной техники
рисования тампонирование
Рисование
ниткография
Знакомство с нетрадиционной
техникойрисованияниткограф
ия развивать воображение,
мелкую
моторику,
координацию движения рук .
«Паучки» Рисование
Познакомить с
кляксография нетрадиционной
техникойрисованиякляксограф
ия Знакомить детей с
правилами нанесения клякс.
Декабрь
Морозны Рисование
Познакомить детей со
е узоры
свечой и
способом получения
акварелью
изображения с помощью свечи
и акварели.
лист, гуашь
желтого и
зеленого
цвета,стаканчик
и с водой,
салфетки
Альбомный
лист,
гуашь,нитки
Альбомный
лист, гуашь
черного цвета
Свеча или
восковые
мелки,
акварель, кисти
2
Наши
зимние
забавы
Печати из
картофеля,
мятая газета
Продолжать развивать умение
детей рисовать
нетрадиционной техникой
«печатями из картофеля»,
развивать творческие
способности детей.
Мятая газета,
краски, лист,
печатки из
картофеля
круглой формы
3.
Сова
Тычок
полусухой
жесткой
кистью
Продолжать развивать умение
детей рисовать «тычком»,
создавать выразительный
образ.
Кисть –
щетина, краски,
лист
4.
Кто в
Африке
живет?
Рисование на
световых
планшетах
Продолжать знакомить детей
со световым планшетом и
способами рисования на нем
маркером-фонариком.
закреплять знания детей
животных.
Световые
планшеты
5.
«Маленьк
ой ёлочке
холодно
зимой»
Рисование
методом
тычка,
пальчикам и
6.
«Новог
одние
шары»
Рисования
трафаретом и
набрызг
7.
«Снегири» Рисование
ладошкой
8.
«Новогод рисования
няя
трафаретом и
гирлянда» набрызг
1.
2.
3.
«Дедушка
Мороз» -
Рисование
ладошкой
Продолжать знакомить
рисование методом тычка
Закрепить умение в печати по
трафарету. Развивать чувство
композиции. Воспитать у
ребенка художественный
вкус
Продолжать знакомить с
нетрадиционной техникой
рисование ладошкой
Познакомить с техникой
набрызг и рисование по
трафарету.
Развитие творческого
мышления и воображения,
аккуратность при работе с
красками
Январь
Закрепить
умение
детей
рисовать ладошкой, наносить
краску на ладошку кисточкой и
оставлять отпечаток на листе
бумаги
«Мороже
Рисование
Способствовать формированию
представлений у детей о
ное для
пеной для
рисовании непосредственно
кукол»
бритья
пеной для бритья и получения
рисунка при её помощи
«Сказоч
рисование по Развивать творческую
ные цветы» пене для
активность детей.
бритья
Воспитывать
уверенность в
себе,в своих
творческих возможностях.
Альбомны
й
лист,
гуашь,
кисточки,
салфетки
Альбомный
лист, гуашь,
трафареты
шаров.
Альбомны
й лист,
гуашь
черны и
красный,
салфетки,
стаканчики с
водой.
Гуашь,
трафареты
гирлянд,
альбомный лист.
альбомные
листы,
гуашь
Альбомный
лист(цветной
картон), пена
для бритья,
гуашь
Гуашь,альбом
ный лист
4.
«Береза в
снегу»
5.
«Снеговик» Рисование
солью
6.
«Новогодни
й салют» -
Рисование
Продолжаем знакомить с
методом тычка методом тычка, воспитывать
эстетический
вкус
Рисование
солью
7.
«Зима»
-Рисование
солью
8.
«Золотая
рыбка»
Рисование
ватными
палочками
1.
Волшебн
ый
цветок
Рисование
пастелью
Альбомный
лист,
гуашьбелогоцвет
а,кис ть,
стаканчики с
водой, салфетки
Познакомить
детей
с Картон цветной,
техникой рисования солью, соль, клей пва
дать представление детям о
различных
видах
изобразительной
деятельности, многообразии
художественных материалов
(рисование с помощью соли),
развивать художественный
вкус, фантазию.
Альбомный
Продолжать учить навыкам
лист, гуашь,
нанесения соли на лист
бумаги, раскрашивать гуашью соль
полученный
рисунок,
развивать художественно –
творческие способности детей.
Альбомный
Формировать
лист, гуашь,
представление о разных
соль
способах изображения
предметов и явлений.
Вызвать интерес к
изображению новым
способом рисования.
Расширить представления и
умения детей в использовании Ватные палочки,
краски
нескольких материалов в
изображении рисунка
Февраль
Продолжать формировать
умение рисовать цветы,
используя разные приемы с
пастелью. Способствовать
развитию творческих
способностей детей.
Пастель,
альбомные
листы
2.
«Чебур
ашка»
Рисование
по мятой
бумаги
Знакомство детей с техникой
рисования на мятой бумаги,
Развивать творческие
способности.
Альбомный
лист, краски
3.
«Кораб
лик»
Рисование
по мятой
бумаги
Продолжать знакомство с
техникой рисования по мятой
бумаги, учить создавать
композицию, правильно
окрашивать фон.
Альбомный
лист, краски
«Морская Рисованиепо мятой
черепашк бумаги
а»
Закрепить навыки рисования
по мятой бумаги, концом
ворса и всей его
поверхностью, развивать
фантазию, цветовосприятие.
Альбомный
лист, краски
«Тюльпан Рисование- по
мятой бумаги
ы»
Развивать чувство цвета и
композиции. Формировать
интерес и положительное
отношение к рисованию.
Альбомный
лист, краски
Домик
Способствовать развитию
умения использовать в
качестве изобразительного
материала того, что находится
под рукой: песка, опилок,
листьев и т. д.
Клей, опилки
(песок, листья,
соль, манная
крупа и пр.)
4.
5.
6.
Волшебные
опилки
7.
«Павлин» Отпечатывани
е ладошек и
дорисовывани
е
Продолжать закреплять
умение рисовать ладошками,
совершенствовать умение
дорисовывать их до
определенного образа.
Способствовать развитию
творческих способностей
детей.
Краски, лист,
кисти
8.
Военные
Создать условия для
Лист, акварель,
Рисование по
корабли
мокрому
листу
1.
«Гвоздик
и для
мамы»
Рисование
вилкой
2.
«Мамоч
кин
портрет»
Рисование
вилкой
3.
«Ёжик»
Рисование
вилкой
4.
«Ёлочная
веточка»
Рисование
вилкой
5.
Золотая
хохлома
Рисование
ватными
палочками
6.
Мимоза
Рисование
тычком
7.
Чайный
Рисование
свободного
экспериментирования с
акварельными красками и
разными художественными
материалами. Формировать
умение изображать море и
корабли в вдалеке, способом
цветовой растяжки «по мокрому».
Март
Помочь детям освоить новый
способ изображения –
рисование вилкой. Развитие
творческих способностей.
Формировать
художественное восприятие
воображение.
Совершенствовать
продуктивную
деятельность в
рисовании
Обучение детей методам и
приёмам нестандартной
технике рисования.
Развитие творческого
мышления и воображения при
создании рисунка
нетрадиционным методом.
Воспитание аккуратности,
самостоятельности,
внимательности при
работе с гуашью и вилкой.
Способствовать развитию
интереса детей к народному
декоративно - прикладному
искусству; развитие
художественного творчества в
декоративном рисовании.
Способствовать закреплению
умение рисовать при способом
тычка, расширить знания о
цветах, развивать эстетическое
отношение к окружающему
миру.
Познакомить детей с новым
вода
Альбомный
лист,
пластмассовая
вилка, краски
Альбомный
лист,
пластмассовая
вилка, краски
Альбомный
лист,
пластмассовая
вилка, краски
Альбомный
лист,
пластмассовая
вилка, краски
Ватные
палочки, кисти,
краски
Кисть, краски,
Раствор кофе,
сервиз
раствором
кофе
видом изобразительного
творчества- «кофейная
акварель».
Совершенствовать
технические и
изобразительные умения и
навыки рисования.
8.
Весенний Интуитивное
пейзаж
рисование
1.
Зонтик –
Пластилино
графия
2.
Подснеж
ники
Рисование
ватными
палочками
3.
Буква
моего
имени
Рисование
гуашью
4.
Золотая
рыбка-
Пластелино
графия
5.
Ласточки
Пластилиногр
афия
Способствовать развитию
творческих способностей
детей в технике интуитивного
рисования.
Апрель
Развитие ручной моторики у
детей дошкольного возраста
посредством
пластилинографии.
Продолжать формировать
умение детей рисовать
нетрадиционным способом
изобразительной деятельности
- рисование ватными
палочками (пуантилизм),
обогащать знания детей.
Учить создавать образы
цветов в нетрадиционной
технике исполнения
пластилинографии.
Закреплять
приёмы
лепки:
раскатывание пластилина
между ладонями.
Продолжать знакомить детей
со свойствами пластилина
(мягкий, способен принимать
любую форму). Воспитывать
аккуратность в
работе с пластилином.
Продолжать формировать
умения детей создавать
изображения путем техники
пластилинография.
лист, кисть,
трафареты
чайных
предметов
Гуашь, кисти –
щетина,
салфетки, лист
плотной бумаги
Пластилин,
картон
Гуашь, ватные
палочки, лист
Гуашь, лист
Пластилин,
доска
для
лепки, стеки,
альбомный
лист
или
картон, простой
карандаш
Пластилин,
стеки, доски
для лепки,
рисунок
ласточки
Рисование
ладошками
6.
Птица
7.
Солнечна Рисование
я система акварелью и
масляной
пастелью
.
Световые
планшеты и
маркерфонарики
8.
Планеты
Продолжать развивать умение
детей рисовать в технике
набрызг; воспитывать интерес
к природе через
изобразительную
деятельность.
Альбомный
лист, гуашь,
кисти, зубная
щетка
1.
«Пчелки
по небу
летали»
2.
Салют
Победы
3.
Бабочка
набрызг
небу
летали»Рисование
ватными
дисками
Граттаж
Пластилиногр
афия
Пластилин,
доска для
лепки, стеки,
альбомный
лист или
картон, простой
карандаш
Май
Совершенствовать
технические
приемы
рисования
нетрадиционным способом:
при помощи ватного диска.
Альбомный
лист, гуашь,
ватные диски
Продолжать развивать умение
детей рисовать техникой
«граттаж», воспитывать
любовь к Родине.
Черная гуашь,
картон,
восковые
мелки, жидкое
мыло,
зубочистки для
процарапывани
я
Продолжать формировать
умение изображать насекомых
с помощью нетрадиционной
техники рисования
(пластилинографии). Развивать
творческие способности детей.
Пластилин,
доска для
лепки, стеки,
альбомный
лист или
картон, простой
карандаш
8.
4.
«Верб
люд в
пустыне»
Рисование
расческой
5.
Пожар
Рисование
мокрой
пленкой
6.
Театраль
ная маска
Рисование
свечой и
акварелью
7.
Аквариум Рисование с
помощью
соли
«Попугай Рисование
рисование
чик»
расческой
Воспитывать у детей интерес к
природе разных
климатических зон. Развивать
умения передовать свои
впечатления в рисунке.
Способствовать
формированию умения
рисовать мокрой плёнкой и
гуашью. Закреплять знания
детей о правилах
безопасности.
Альбомный
лист,
расческа,гуашь
Продолжать развивать умение
детей рисовать с помощью
свечи и акварели.
Свеча или
восковые
мелки,
акварель, кисти
Продолжать формировать
умение детей рисовать
нетрадиционной техникой
рисования солью и гуашью.
Продолжать освоение нового
приемы
рисования
расчёсывание
краски, закреплять умения
передать цвет раскраса птицы
её образ.
Соль, клей
ПВА, картон
синего цвета,
гуашь, кисть
Гуашь
красного,
желтого и
черного цветов,
кисть,
целлофановый
мешок, вода,
Альбомный
лист,
расческа,гуашь
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Материально – техническое обеспечение программы
Кабинет- помещение, предназначенное для специальных
необходимым для этого оборудованием.
занятий
Функциональное использование кабинета.
Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий;
Индивидуальное консультирование;
Проведение кружков
Проведение мастер классов с родителями и детьми;
Педагогическое просвещение родителей воспитанников в вопросах
детского творчества и его значимости.
Базовое оснащение изостудии.
Столы для детей: 4 шт.
Стул для детей: 13 шт.
Полки для изоматериалов: 3 шт.
Стенка для пособий: 1 шт.
Подставка для цветов: 1 шт.
Мольберт:1шт.
Магнитофон: 1шт.
Изобразительный материал
Художественные материалы и инструменты.
Количество
№
п/п Наименование
с
Кисти:
1
синтетика №6
синтетика №3
щетина №7
щетина №2
коза №6
Карандаши:
2
графитные,
цветные,
цветные толстые
восковые в пластике
Восковые
20шт
20шт
20шт
20шт
20шт
20шт
5 упаковок по 24шт
4 упаковки по 12шт
5 упаковок по 12шт
8 упаковок по 12шт
3
Пастель масляная и художественная 2 упаковки
4
Краски акварель
6 штук по 12 цветов
5
Гуашь
6 наборов по 6 цветов
6
Гуашь
4 набора по 12 цветов
7
Цветная бумага
10 наборов
8
Цветной картон
10 наборов
9
Белый картон
10 наборов
10 Ножницы
15 штук
11 Краски для ткани «батик»
2 набора
12 Трафареты
8 штук
13 Печатки
12 штук
1
Клей –карандаш
Клей ПВА
8 штук
Наглядные пособия.
№
п/
п Наименование
Количество
1
Плакаты:
«Фрукты», «Овощи», «Азбука цвета», «Цвета»
3 штук
2
Репродукции картин
Альбом пейзажной живописи «Четыре времени года»
Альбомы репродукций.
« Четыре времени года.»
Альбом «Знакомство с жанровой живописью»
25 шт.
1шт
1шт
1 штуки
3
Изделия декоративно-прикладного искусства
22 штук
4
Технологические карты:
«Шаг за шагом», «Море», «Зоопарк», «Игрушки», «Природа», 5
«Космос»
комплектов
5
Альбомы с декоративными росписями
5 штук
Методическое обеспечение программы.
1. Грибовская А.А. «Коллективное творчество дошкольников»; Москва
творческий центр 2004г
2. Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников с графикой и
живописью»; методическое пособие; Москва 2004г
3. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»;
Москва 2008г
4. Долженко Г.И. «100 поделок из бумаги» ;Академия развития 2001г
5. Казакова Л.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста»; Москва
творческий центр 2005г
6. Комарова Т.С. «Обучение дошкольников технике рисования»; учебное
пособие к Программе под редакцией Васильевой М.А. 2005г
7. Лыкова И.А. программа «Изобразительная деятельность в детском
саду. Подготовительная группа»; Москва. «Карапуз – дидактика»
2007г.
8. Лыкова И.А. программа «Изобразительная деятельность в детском
саду. Старшая группа»; Москва. «Карапуз – дидактика» 2007г.
9. Лыкова И.А. программа «Изобразительная деятельность в детском
саду. Средняя группа»; Москва. «Карапуз – дидактика» 2007г.
10. Ремезова Л.А. «Играем с цветом»; Москва «Школьная пресса» 2004г
11.
Утробина К.К. «Увлекательное рисование методом тычка с
детьми 3-7 лет»;Москва издательство «ГНОМ и Д» 2001г
12.
Швайко Г. С. Программа «Занятия по изобразительной
деятельности в детском саду. Подготовительная к школе группа»;
Москва – Владос 2003г
13.
Швайко Г. С. Программа «Занятия по изобразительной
деятельности в детском саду. Старшая группа» Москва – Владос 2003г
14.
Швайко Г. С. Программа «Занятия по изобразительной
деятельности в детском саду. Средняя группа» Москва – Владос 2003г
15.
Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки»; Академия развития 2006
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Насыщение предметно-пространственной среды: подбор разнообразного
природного и бытового материала.
Принципы организации:
Принцип сезонности: построение познавательного содержания с
учётом природных и климатических особенностей данной местности в
данный момент времени.
Принцип развивающего характера художественного образования.
Принцип природосообразности: постановка задач художественно творческого развития детей с учётом возрастных особенностей и
индивидуальных способностей.
Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей.
Личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку;
·
Активности, контролируемости, индивидуального подхода в
обучении и художественном развитии детей, доступности материала,
его повторности, построения программного материала от простого к
сложному, наглядности.
·
Построение образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам
ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом образования;
·
Учёт возрастных и психологических особенностей детей;
·
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание
ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений;
·
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
·
Игровая форма подачи материала;
·
Сотрудничество Организации с семьей;
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества
и
государства.
Заключение.
Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует
художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие
способностей, умений и навыков детей. Художественно-творческая
деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от
печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение,
обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих
способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно
проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно
дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая
фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так
же решаются задачи развития психических познавательных процессов:
восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные
технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки,
глазомера, координации движений. У детей формируется умение
ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах
материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается
познавательный интерес.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это
своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают
тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных
занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо
использовать для полноценного развития детей.
Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя
свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами
сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и
порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет
радость,
дает
новый
толчок
к
творчеству.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Список литературы.
Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.:
Москва-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.; илл.
Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения №3/2008;
№5,7/2009
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.:
Мозаика-Синтез, 2008.- 192с.: цв. вкл.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.
Подготовительная группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. 144с., 16 л. вкл.
Пастухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. (1
и 2 части). Издательство «Центр Проблем Детства», 1996.
Шкидская И.О. Аппликации из пластилина. – Ростов н/Д : Феникс,
2008. – 87.