ВОКАЛ

1

Содержание:
1.

Пояснительная записка.

3

2.

Содержание.

6

3.

Особенности слуха и голоса детей

8

4.

Предварительная диагностика.

15

5.

Цель программы.

18

6.

Структура занятий.

19

7.

Периодичность проведения занятий.

21

8.

Учебный план.

24

9.

Перспективно-тематический план.

25

10.

Мониторинг.

32

11.

Ожидаемые результаты.

35

12.

Заключение.

36

13.

Литература.

37

2

1. Пояснительная записка.
Программа «Весёлые нотки» рассчитана на детей старшего дошкольного
возраста и является попыткой обновления содержания музыкального
воспитания детей в условиях ДОУ. Программа разработана с учетом
требований нормативно-правовой и концептуальной базы системы
дошкольного образования ФГОС и в соответствии с возможностями и
особенностями детей дошкольного возраста. Предлагаемая нами Программа
является
одним
из
направлений
дополнительного
музыкальнообразовательного процесса детей и предлагает один из путей занятия детей
дошкольного возраста. При этом будут решаться задачи не только
музыкального воспитания, но и здоровье сберегающие. Реализация данной
Программы создает полное удовлетворение для родителей с одной стороны,
т.к. осуществляется только по их желанию, независимо от уровня
подготовленности их детей. Очень удобно для родителей и тот факт нехватки
времени водить ребенка в специализированные центры для дополнительного
образования своих детей. Родители доверяют детей специалистам в ДОУ, где
созданы комфортные условия и материально-техническая база позволяет
внедрить новые системы работы. С другой стороны, ребенок, занимающийся
дополнительно, получает возможность полностью воплотиться в любимую
деятельность и получить эстетическое удовлетворение.
Основой для разработки программы «Весёлые нотки» явились
программы: «Ренессанс» М.И. Махнова, «Камертон» Э.П. Костиной,
«Ступеньки музыкального развития» Е.А.Дубровской, « Методика обучения
пению детей дошкольного возраста» Т.М.Орловой и С.И.Бекиной.
После проведенного анализа литературы было определенно, что в
программе «Камертон» Э.П. Костиной, реализуется всесторонний целостный
подход к музыкальному развитию ребенка в дошкольном возрасте. Целью
программы является разностороннее и полноценное
музыкальное
образование (развитие, воспитание, обучение) детей от рождения до семи
лет, соответствующее их возрастным особенностям. Ядром программы
являются задачи овладения ребенком всеми видами детской музыкальной
деятельности, поскольку доказано, что только в процессе овладения
деятельностью у ребенка развиваются его способности, познавательные
процессы и личностные новообразования, т.е. осуществляется полноценное
развитие личности ребенка.
В программе «Ступеньки музыкального развития» Е.А. Дубровской
предполагается обязательное взаимодействие педагогов ОУ и родителей,
педагогическое сотворчество в воспитании и развитии детей. Задачи по
организации музыкальной деятельности детей есть как у музыкально
руководителя, так и у воспитателя, и у родителей.
« Методика обучения пению детей дошкольного возраста» Т.М. Орловой
и С.И. Бекиной ставит своей целью помочь педагогам дошкольных
3

учреждений понять содержание работы над песней, научить видеть
ближнюю и дальнюю перспективу с учетом последовательности и
постепенности усложнения заданий. Основная часть пособий содержит
учебный песенный материал.
Объект
Программы
Направленность
Программы
Цель Программы

Задачи
Программы

Дети старшего дошкольного возраста, без
специальной музыкальной подготовки, на договорной
основе.
Художественно – эстетическая.
Создание условий для развития и формирования
певческой культуры у детей старшего дошкольного
возраста, развивать музыкальность детей в условиях
дополнительного образования в ДОУ.
 Разработка

модернизированной
вокально-исполнительской деятельности
старшего дошкольного возраста.

системы
для детей

 Совершенствовать

голосовой аппарат детей,
стремиться при этом сохранить индивидуальность
природного типа детского голоса (высокий, средний,
низкий).
 Учить основам

певческих навыков и умений.

 Прививать

детям
культуру
исполнения.
Формировать навыки самостоятельного пения (соло) и
пения без сопровождения.
 Формировать

язык
песенного
творчества,
учитывая
индивидуальные
способности
детей.
Способствовать пробуждению творческой активности
детей.
 Развивать

музыкальные способности детей.

 Охранять детский

певческий голос.

Срок реализации

3 года.

Вид Программы

Модифицированная

Уровень
освоения
Программы

Углубленный

Способ освоения
содержания

Репродуктивный, креативный.

4

программы
 Развивать основные музыкальные способности
Ожидаемый
ладовое
чувство,
музыкально-слуховые
конечный результат детей:
представления, чувство ритма.
 Принимать

участие в праздниках и развлечениях

на базе ДОУ.
 Участие

детей в конкурсах
городского и регионального уровня.

Периодичность
деятельности.
Возраст детей.

проведения

совместной

Количество
занятий в неделю.

и

фестивалях

(образовательной)

В месяц.

В год.

3-4

2

8

72

5- 7

2

8

72

Учебный план дополнительных платных образовательных услуг
в МАДОУ г. Екатеринбурга ДС № 582
№ Наименование
услуги
п/п
1.

2.

Кол-во
детей

Продолжительность
занятий

Исполнитель

Обучение вокально- До 10 15 минут
хоровому пению для детей
детей 3-4 года

Педагог
дополнительного
образования,

«Весёлые нотки»

1КК

Обучение вокально- До 20 30 минут
хоровому пению для детей
детей 5-7 лет

Педагог
дополнительного
образования,

«Весёлые нотки»

1КК

5

2. Содержание.

Программа «Весёлые нотки» реализуется на базе ДС №582 педагогом
дополнительного образования, 1 квалификационной категории, Махновой
М.И.
Комплектование групп детей для занятий по программе «Весёлые
нотки» проводится с учетом возраста детей, без учета музыкальных
способностей на данный период, и с желания родителей на договорной
основе. При поступлении детей в студию родители пишут заявление, далее с
родителями заключается двусторонний договор. И заключается трудовой
договор с педагогом – специалистом, который имеет музыкальное
образование. Состав группы набирается постоянный, в количестве до 10
детей младшего дошкольного возраста и до 20 человек старшего
дошкольного возраста. Педагог ведет табель посещаемости, далее
бухгалтерия проводит начисления в соответствии с табелем посещения
детей.
Данная программа рассчитана на детей младшего и старшего
дошкольного возраста.
Программа предполагает групповую форму обучения. Однако при
коллективном обучении, решая исполнительские, эстетические задачи,
нельзя забывать об индивидуальном воспитании, необходимо заботиться о
правильном воспитании детского голосового аппарата, т.к. недооценка
фактора психологической и технической готовности ребенка к исполнению
того или иного произведения ведёт к заболеванию голосового аппарата, к
переутомлению нервной системы.
Особенности работы с хором обусловлены, прежде всего, возрастными
возможностями детей в восприятии и воспроизведении музыки. Знание этих
возможностей – одно из важных условий правильной организации работы в
коллективе, оно помогает руководителю выбрать посильный для освоения на
занятиях музыкальный материал, вызвать и сохранить интерес и желание
малышей заниматься хоровым пением. Для детей старшего дошкольного
возраста характерна неразвитость голосовых мышц, короткое дыхание,
неширокий диапазон, поэтому оптимальным для такого хора является легкое,
светлое, небольшое по силе звучание. Часто дети этого возраста отличаются
неустойчивым вниманием, легко возбуждаются, неусидчивы – это
предъявляет особые требования к организации занятий. Сохранить интерес
детей на протяжении всего занятия и решить задачи их музыкального
развития поможет использование и умелое чередование различных форм
работы при пении произведений, это: сольфеджирование и показ рукой
движения мелодии, транспонирование отдельный мотивов, пение

6

произведений акапелла и в сопровождении фортепиано, использование
детских шумовых инструментов для ритмического сопровождения.
Кроме работы над хоровыми произведениями, учитывая особенности
развития детей данного возраста, в занятие можно включить и другие виды
деятельности: слушание музыки, музыкальную игру и движение под музыку,
музыкальную грамоту, певческую импровизацию, работа с микрофоном.
Еще одной формой работы в хоре могут быть дополнительные занятия: с
солистами, по группам с неточно поющими детьми и индивидуальные
прослушивания учащихся с занесением результатов проверки в специальную
карту индивидуального развития. Во время такого прослушивания проверяют
внимание, музыкальную память, слух, качество звукообразования (мягкая,
твердая или придыхательная атака), качество звучания (звонкость, мягкость,
напевность), качество дыхания (характер вдоха и выдоха, продолжительность
выдоха), диапазон, тип голоса, эмоциональную отзывчивость на музыку.
Такие прослушивания, проводимые один-два раза в год, позволяют
контролировать и направлять певческое развитие участников хора и
помогают лучше узнать личные качества каждого ребенка.
Вся работа по формированию вокальных навыков у детей проводится в
три этапа:
1 этап – подготовительный – обследование детей (выявление общего
диапазона, уровень музыкальности и уровень усвоения певческих навыков).
2 этап – основной – работа с детьми по развитию вокальных навыков,
совершенствованию
музыкальных
способностей,
работа
над
исполнительской деятельностью.
3 этап – оценка эффективности проведенной работы с детьми.

7

3. Возрастные особенности слуха и голоса
детей дошкольного возраста.
Пение – психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно
важных систем, таких как дыхание, кровообращение и другое. Поэтому
важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно
организовано, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта, пел легко и с
удовольствием. Для того чтобы успешно осуществлять эту работу,
необходимо знать возрастные особенности развития певческого голоса и
слуха детей дошкольного возраста. Отметим основные тенденции его
развития.
Третий и четвертый год жизни. Голосовые связки детей ещё не
сформированы, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие.
Гортань ребенка более чем в два с половиной раза меньше гортани взрослого.
Звук, образовывающийся в гортани, очень слабый, он усиливается в
основном головным резонатором (полость глотки, рта, носа), так как грудной
резонатор (полость трахей и бронхов) развит слабо. Голос ребенка 3-4 лет
несильный, дыхание слабое, поверхностное.
Поэтому песенный репертуар должен отличаться доступностью по
тексту, певческому диапазону (ми-си), простотой мелодии без резких
скачков, содержать короткие музыкальные фазы, удобные для дыхания
ребенка. К четырем годам дети могут самостоятельно, при незначительной
помощи взрослого, спеть маленькую песенку.
Задачи:
-учить петь естественным голосом, без напряжения, протяжно;
-внятно произносить слова, понимая их смысл, правильно произносить
гласные и согласные в конце и середине слов;
-правильно передавать мелодию в диапазоне ми-си, петь м помощью
педагога, с музыкальным сопровождением и без него;
-формировать коллективное пение, учить одновременно начинать и
заканчивать песню; не отставать и не опережать друг друга, петь дружно,
слаженно.
Следует уделять внимание звукообразованию: петь естественным,
высоким светлым звуком, без напряжения и крика. Крикливое пение
искажает тембр голоса, отрицательно сказывается на интонировании,
гибельно отражается на голосовых связках. Учить детей хорошо открывать
рот, стараясь привить навык плавного пения. Связь между вокальными и
речевыми способностями. Если разговаривает звонким голосом, то и в пении
высокое звучание. Важно, чтобы ребёнок услышал свой голос и
почувствовал свой голос, тогда он постепенно начнёт петь естественным
голосом.
В процессе музыкально-слухового восприятия большую роль играет
зрительная наглядность.
В этом возрасте у детей повышается чувствительность, возможность
более точного различения свойств предметов и явлений, в том числе и
8

музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой
чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести
несложную мелодию. Этот период развития характеризуется стремлением к
самостоятельности.
Происходит переход от ситуативной, речи к связанной, от нагляднодейственного мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется
мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься
музыкой, активно действовать.
Пятый-шестой год жизни.
Совершенствование процессов высшей нервной деятельности
положительно влияют на формирование его голосового аппарата попрежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми
связками недостаточно развиты. Связки короткие, звук очень слабый. Он
усиливается резонаторами. Грудной (низкий) развит слабее, чем головной.
Поэтому голос у детей 5-6 лет не громкий, но звонкий. Следует избегать
форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое,
несвойственное им звучание.
Дети этого возраста поют уже в более широком диапазоне (ре1-до2).
Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе надо использовать
песни с удобной тесситурой. (Такие звуки могут быть проходящими)
Примарными звуками являются (ми, фа-си) Именно в этом диапазоне
звучание наиболее легкое, естественное, звук до1 звучит тяжело, его надо
избегать.
Задачи:
-Учить петь выразительно, без напряжения, плавно, легким звуком в
диапазоне ре-до2, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными
фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать
песню.
-продолжать учить правильно передавать мелодию: mf, p. В разных
темпах с сопровождением и самостоятельно.
-учить сольному исполнению ранее выученных песен.
К концу года различать звуки по длительности и высоте в пределах
квинты, слышать движение мелодии вверх, вниз.
Шестой и седьмой год жизни. Это период подготовки детей к школе.
На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только
ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное
произведение, разобраться
в
его
выразительных
средствах,
почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой.
Ребёнок способен к целостному восприятию музыкального образа, что
очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Но
означает ли это, что аналитическая деятельность может нанести вред
целостному восприятию? Исследования, проведённые в области сенсорных
способностей и музыкального восприятия детей, показали интересную
закономерность. Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится
9

задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства
«музыкального языка». Ребенок может выделить эти средства и, учитывая их,
действовать в соответствии с определенным образом при слушании музыки,
исполнении песен и танцевальных движений. Это способствует музыкальнослуховому развитию.
В вокальной работе с детьми этого возраста, следует учитывать, как
психологические, так и физиологические особенности развития ребёнка.
Голосовые мышцы у детей ещё не совсем сформировались. Певческое
звукообразование происходит за счет натяжения краёв связок, поэтому
форсирование следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса,
отрицательно влияет на выразительность исполнения. По-прежнему учим
петь не напрягаясь, естественным светлым звуком. И только в этом случае у
них разовьётся правильные вокальные навыки, в голосе появится напевность,
он станет крепким и звонким.
У детей этого возраста увеличивается объём легких, дыхание становится
более глубоким - это позволяет использовать в работе песни с более
длинными музыкальными фразами. Систематический показ правильного
исполнения, указывать на неразрывность слова, удерживать дыхание до
конца музыкальной фразы в процессе пения способствует выработки
широкого дыхания. У детей расширяется диапазон. Большинство могут
правильно интонировать мелодию в пределах ре-си, а целенаправленная
систематическая работа позволяет расширить диапазон всех детей. (до1-ре2).
Задачи
-петь выразительно (динамические оттенки, средства выразительности
пределах до1-ре2.
-дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами.
-самостоятельно начинать и заканчивать песню.
-петь индивидуально и коллективно.
- продолжать развивать мелодический, тембровый, динамический,
звуковысотный слух, творческую активность.
- развивать стремление самостоятельно исполнять песни.
Пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна
координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации и
слухового, мышечного ощущения. Отмечая, что человек не просто
переживает, вспоминая музыкальное звучание, но всегда поет эти звуки «про
себя», с мышечным напряжением, русский физиолог И.М. Сеченов
подчеркивает инстинктивную звукоподражательность, свойственную
ребенку: «Выясненный в сознании звук или ряд звуков служит для ребенка
меркой, к которой он подлаживает свои собственные звуки и как будто не
успокаивается до тех пор, пока мерка и ее подобие не станут тождественны».
Дети подражают речевой и певческой интонации взрослых людей,
пытаются воспроизвести звуки, издаваемые домашними животными,
птицами. При этом слух контролирует правильность звукоподражания.

10

Исследования взаимосвязи слуха и голоса ведутся многими учеными.
Доктор Е.И. Алмазов, изучающий природу детского голоса, подчеркивает
особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации.
Слух совершенствуется, если обучение поставлено правильно. В
младших группах детского сада внимание ребят привлекается к точному
воспроизведению мелодии: петь простые, маленькие попевки, песенки,
построенные на двух-трех нотах. Примером всегда служит выразительное,
правильное пение педагога и звучание хорошо настроенного инструмента.
Ребенок слушает, затем поет вместе со взрослым, как бы «подравниваясь» к
вокальной интонации. Постепенно вырабатывается устойчивость слухового
внимания и впоследствии развивается ладовысотный слух.
В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми
первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые
складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический
слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки
различной высоты, длительности, поют интервалы, попевки. Слух ребенка
все время контролирует правильность звучания.
Таким образом, координация слуха и голоса - важнейшее условие
развития певческих способностей детей.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два
взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку
певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных
видах коллективного исполнительства:


песни хором в унисон



хоровыми группами (дуэт, трио и т.д)



тембровыми подгруппами



при включении в хор солистов



пение под фонограмму.

Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить
особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту
интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса
определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать,
слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно
соблюдение следующих условий:


игровой характер занятий и упражнений,



активная концертная деятельность детей,

доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с
удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице,
в гостях


11

атрибуты для занятий
дидактические игры, пособия)


(шумовые

инструменты,

музыкально

–

звуковоспроизводящая аппаратура (звуковая аудиосистема, ноутбук,
микрофоны, флэшносители)


сценические костюмы, необходимые
становления маленького артиста


для

создания

образа

и

Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу
с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого
разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса
ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную
вокально-певческую постановку корпуса.
Программа включает подразделы:


восприятие музыки;



развитие музыкального слуха и голоса;



актерское и танцевальное творчество;



певческая установка;

певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки
эмоционально-выразительного
исполнения;
певческое
дыхание;
звукообразование; навык выразительной дикции)


Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков
у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над
чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная
артикуляция гласных звуков. Навык артикуляции включает:
• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение
гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания
гласных;
• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется
ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;
• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить
согласные в разном ритме и темпе.
Последовательность формирования гласных:
• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого
звучания;
12

• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового
аппарата, головного резонатора;
• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную
работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное
движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает
активность дыхания и голосовых связок.
К «Слуховым навыкам» можно отнести:
• слуховой самоконтроль;
• слуховое внимание;
• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том
числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и
неправильного пения;
• представления о певческом правильном звуке и способах его
образования.
«Навык эмоционально — выразительного исполнения» отражает
музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного
вокального произведения (попевки, песни». Он достигается:
• выразительностью мимики лица;
• выражением глаз;
• выразительностью движения и жестов;
• тембровой окраской голоса:
• динамическими оттенками и особенностью фразировки;
• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое)
значение.
«Певческое дыхание». Ребенок, обучающийся пению, осваивает
следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям
объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать
его мышцами;
• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
13

Формирование певческого дыхания способствует физическому
укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда
сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.
Для выработки «навыка выразительной дикции» полезными будут
следующие упражнения артикуляционной гимнастики:
• не очень сильно прикусить кончик языка;
• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания
до кончика;
• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как
бы пытаясь жевать;
• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом,
затем в другую сторону;
• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку,
левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;
• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук,
стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в
унисон);
• постукивая пальцами сделать массаж лица;
• делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назадвлево - вперед;
• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох —
губы трубочкой.
Все упражнения выполняются по 4 раза.
С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые
необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 810 раз с твердой атакой звука.

14

4. Предварительная диагностика.
Программа
«Весёлые
нотки»
предусматривает
проведение
предварительного обследования детей и с целью определения типа голоса и
певческого диапазона ребенка. Оно необходимо, т.к. помогает педагогу
построить свою работу более грамотно. Работу по постановке певческого
голоса нужно начинать с укрепления примарного диапазона. И распевки, и
песни на начальном этапе обучения должны располагаться в этой области и
по диапазону не превышать терции – кварты. Затем – голос развивается вниз,
и только потом – вверх.
Начинать диагностику лучше всего с выявления речевых характеристик:
Ребенок отвечает на заданные вопросы, а педагог, прислушиваясь к
звучанию его естественного речевого голоса, определяет его тип (высокий,
средний или низкий) и примарную речевую зону (например, ре1 - фа1, до1 ми1, си-бемоль - до-диез1).
Эти речевые характеристики чаще всего совпадают с естественными
певческими. Певческие характеристики часто бывают искажены (у детей
формируется установка: петь надо всегда очень высоко и тоненько), и они
попросту начинают пищать.

15

5. Цель программы.
Цель программы – создание условий для развития и формирования
певческой культуры у детей старшего дошкольного возраста, развивать
музыкальность детей в условиях дополнительного образования в ДОУ.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
Разработка модернизированной системы вокально-исполнительской
деятельности для детей дошкольного возраста.


Совершенствовать голосовой аппарат детей, стремиться при этом
сохранить индивидуальность природного типа детского голоса (высокий,
средний, низкий).




Учить основам певческих навыков и умений.

Прививать детям культуру исполнения. Формировать навыки
самостоятельного пения (соло) и пения без сопровождения.


Формировать язык песенного творчества, учитывая индивидуальные
способности детей. Способствовать пробуждению творческой активности
детей.




Развивать музыкальные способности детей.



Охранять детский певческий голос.

Для реализации поставленных задач мы выбрали наиболее адекватные
методы работы с детьми, составили план работы над развитием вокальноисполнительской деятельности. План, составленный нами, включает в себя
наиболее важные аспекты работы над певческим голосообразованием, это –
упражнения для развития слуха и голоса, упражнения для развития дикции и
артикуляции, певческого дыхания, звукообразования, и конечно песенный
репертуар, который соответствует возрастным возможностям детей и радует
их привлекая своим содержанием и мелодической интонационной
напевностью.
Ожидаемы результаты:
Развивать основные музыкальные способности детей: ладовое чувство,
музыкально-слуховые представления, чувство ритма.




Принимать участие в праздниках и развлечениях на базе ДОУ.

Участие детей в конкурсах и фестивалях городского и регионального
уровня.


16

6. Структура занятия.
Основной формой организации деятельности детей являются кружковые
занятия.
Занятие включает в себя:
1. Артикуляционную гимнастику.
Выполняется разогрев лицевых мышц, дыхательной системы с помощью
ряда упражнений.
2. Распевание.
Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо
предварительно «распевать» воспитанников а определенных упражнениях.
Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем,
удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по
полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может
быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений
является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и
исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная
разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее
продуктивности и конечного результата.
3. Паузу. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима
пауза в 1-2 минуты (физминутка).
4. Основную часть. Работа направлена на развитие исполнительского
мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по
нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и
артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
5. Заключительную часть. Пение с движениями, которые дополняют
песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся.
Работа над выразительным артистичным исполнением.
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его
как стихотворение, спеть без сопровождения)




работа над вокальными и хоровыми навыками;



проверка знаний у детей усвоения песни.

2. Приемы, касающиеся только одного произведения:


споем песню с полузакрытым ртом;
17



слоговое пение («ля», «бом» и др.);



хорошо выговаривать согласные в конце слова;



произношение слов шепотом в ритме песни;



выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;



настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);



задержаться на отдельном звуке и прислушаться как он звучит;



обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;



использовать элементы дирижирования;



пение без сопровождения;



зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:


выразительный показ (рекомендуется аккапельно);



образные упражнения;



вопросы;



оценка качества исполнение песни

18

7. Периодичность проведения занятий.
Программа рассчитана на один год обучения, занятия проводятся 2 раза
в неделю по 15 минут для группы 3-4 года и 2 раза в неделю по 30 минут для
детей 5-7 лет.
Занятие – основная форма организации, в которой решаются задачи
формирования основ певческой деятельности детей.
Форма занятия соответствует доминантному занятию по развитию
певческих навыков классического типа по общепринятой методике
музыкального воспитания в ДОУ. При необходимости, с ребенком
проводятся и индивидуальные занятия. Способ организации детей на занятии
зависит от поставленной цели и задач каждого занятия.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые
иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными
пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту,
разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция – отрабатываются концертные номера,
развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт.
Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы
обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный;
– репродуктивный;
Одним из ведущих приёмов обучения пению
демонстрация педагогом академической манеры пения.

детей

является

Каждое занятие строится по схеме:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над
певческим дыханием (2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– пение вокализов;
– работа над произведением;
19

– анализ занятия;
– задание на дом.
Концерты и выступления.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников.
Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием
должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная
программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято
танцевальными движениями или актёрской игрой.
Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её
слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по
жанрам.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими
сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и
воспитывает чувство гордости за себя.
Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.
Занятия должны проходить стремительно и эмоционально. Все занятия
на всех этапах должны быть подчинены главной цели: увлечь детей пением,
коллективным творчеством, самой музыкой. Для достижения этой цели
особенно важна творческая атмосфера. Нужно вызвать интерес к
разучиваемой песне. Очень важно воспитать у детей и любовь к самому
процессу совместного пения.
В своей работе мы используем основные приемы:
Показ с пояснением - пояснения, сопровождающие показ, разъяснение
смысла и содержания песни.
Игровые приемы – используются игрушки, картинки, образные
упражнения, дидактические игры, что повышает активность, развивает
сообразительность, одновременно и развивает музыкальные способности.
Оценка качества исполнения детьми – поощрять детей, вселять
уверенность, осознание и исправление своих ошибок, недостатков. Оценку
пению детей дает не только педагог, но и сами дети оценивают друг друга,
выделяя наиболее удавшиеся моменты.
Охрана детского голоса.
Детский голос обладает особыми качествами, отличающимися от
качеств голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие по
сравнению со связками взрослых – отсюда и особое звучание детских
голосов. Легкие у детей также очень малы по своей емкости, поэтому сила
голоса ограничена. Чрезмерно громкое пение гибельно отражается на
20

голосовых связках детей. Малейшее напряжение голоса приводит к тому, что
он теряет необходимую легкость, приобретает неприятный горловой
характер и переходит в крик. Громкий разговор, пение, крик не только портят
голосовые связки, но и понижают слух. Большинство песен для детского сада
соответствуют диапазону голоса детей дошкольного возраста. Но часто дети
начинают петь взрослые песни, и хотя это нравится родителям, ребенку это
наносит большой вред. Он не может проникнуть в смысл и содержание
песни, поэтому вместо выразительного исполнения , наблюдается кривляние
или попытка неумелого подражания. При таком пении не только портится
художественный вкус ребенка, но и наносится вред голосовому аппарату.
Нужно удерживать детей от громкого пения; следить, чтобы в
повседневной жизни дети не кричали, не визжали; не пели на улице при
температуре воздуха ниже +18ْ С и влажности выше 40-60%.

21

8. Учебный план.

№ Название
разделов и тем.

Кол-во Кол-во
занятий часов

1

Вводная беседа.

1

1

2

Выработка
вокальных
навыков.

15

15

3

Упражнения для
певческого
аппарата

15

15

4

Развитие
музыкальнотворческих
способностей.

15

15

5

Восприятие
музыки

10

10

6

Техническое
музыкальное
развитие детей

и

10

10

7

Знакомство
простейшими
распевками
песнями.

с

6

6

72

72

и

22

примечание

9. Перспективно-тематический план.
год обучения

1
Певческое дыхание

Цель: Вырабатывать у детей прочные навыки
глубокого
нижнереберного
диафрагматического
дыхания,
правильного
звукообразования.
Задачи: Соблюдать правильную певческую установку.
Учить умению экономно
распределять его на целую фразу.

расходовать,

выдыхаемый

воздух,

Выработке навыков певческого дыхания.
Укреплять дыхательные мышцы, стимулировать дыхание верхних
отделов легких.
Певческое звукообразование и дикция
Цель: Вырабатывать правильный красивый певческий звук, ровно
звучащий однородно по всему диапазону. Развивать и расширять диапазон
вверх и вниз, не прибегая к лишним усилиям и напряжению. Петь
естественным, высоким, светлым звуком. Сочетать гласные и согласные
звуки пропевая их в четком взаимодействии. Регулировать работу голосового
аппарата. Здесь мы используем скороговорки, поговорки и маленькие
четверостишия.
Месяц

Задачи

Репертуар

Сентябр
ь

Укрепление
мягкого
нёба,
расслабление
дыхательных
мышц.

«Поезд»

Октябрь

Укрепление
гортани.

Ноябрь

Укрепление

Дети становятся в ряд изображая поезд.
Поезд медленно трогается « пх – пх», всё
быстрее и быстрее, затем медленно
останавливаются.
«Вечер»
Наступил вечер, насекомые летают по
лугу. Все заснули только стрекочет
кузнечик, « тр- тр- тр» ( без голоса),
кричит Филин «у-у-у-у», кукушка « ку-куку» .
«Тихий голос»
23

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

голосовых
связок.

В центр выходит ребенок у него тихий
голос. Все вместе произносят звук «а» сначала тихо, затем все громче, наконец
кричат. Потом по сигналу, все резко
замолкают, а тот кто в центре продолжает
кричать, пока у него не кончится
дыхание.

Развитие
динамического
слуха.

«Облако»
Дети закрывают глаза, произнося звуки,
начинают двигаться по групповой
комнате, стараясь по звуку определить
местонахождение окружающих и не
задеть.

Расширять
жизненную силу
легких.

Развитие
голосового
аппарата

Воспитание

Дети
изображают
летающих
бомбардировщиков «в-в-в-в» ,
истребителей «и-и-и-и». Бомбардировщи
ки сбрасывают бомбы «в-в-в», взрыв «чч-ч», истребители
стреляют
из
пулемётов «
тр-тр-тр», идут
на
таран «в-в-в-в». Орудия с земли стреляют
залпами « кх-кх-кх».
«Лев»
Дети
растопырив
пальцы
(когти) изображают льва, готового к
нападению. Сытого и т.д.

Улучшение
дикции
Укрепление
голосовых
связок
голосового
аппарата,
дыхательных
мышц.

«Воздушный бой»

«Старый трактор»
Дети изображают трактор, который вотвот развалится.
«По разному»
,

Объяснить детям понятия «легато», «
нон легато», « стаккато».
ОООООООООООООО; О
О
О…………….О, О................ О.

«Узнай по интонации»
24

О;О

выразительност
и и мимики

Каждый ребенок по очереди изображает
больного или сердитого, удивленного или
весёлого человека. При этом нужно
произносить с определенной интонацией
коротенькие слова: Ай-ай-ай! Ой-ой-ой!
Ах-ах-ах! Ох-ох-ох! Остальные дети
должны отгадать по выражению лица,
всей позы говорящего и интонации, кого
изображает ведущий.

25

год обучения

2

Развитие музыкальных способностей, слуха и голоса
Цель: Развивать
способности детей.
Месяц
Сентябрь

и

совершенствовать

Задачи

музыкально-сенсорные
Репертуар

Развивать
звуковысотный
слух,
умение выделять низкий или высокий
звук
из
двух
предложенных.
Упражнять в восприятии и различении
звуков квинты.

«Гармошка»
Е.Тиличеевой
«Кто как идет?»
дид. игра

Октябрь

Учить детей четко произносить слова
песни, петь в подвижном темпе, точно
передавать ритмический рисунок
песни.
Определять на слух звучание одного
из трех колокольчиков.

Ноябрь

Развивать
звуковысотный
слух.
Пропевать чисто большую секунду,
петь ритмично в умеренном темпе.
Упражнять
в
восприятии
и
различении двух звуков, разных по
высоте.

Декабрь

Развивать умение выделять высокий
звук, показывать рукой положение
высоких и низких звуков.
26

«Прибаутка»
р.н.п.
«Отгадай
бубенчики» дид.
игра

«Гармошка»
Е.Тиличеевой
«Курица
цыплята»

и

дид.игра

«Спите, куклы»
Е.Тиличеевой

Вырабатывать напевное звучание.

Январь

Закреплять восприятие и различение
звуков септимы.

«Качели»

Учить передавать веселый характер
прибаутки,
чисто
интонировать
большую секунду.

«Сорока-сорока»

Упражнять детей в восприятии и
различении звуков квинты.

дид.игра

р.н.п.
«Курицы»
дид.игра

Упражнять в чистом интонировании
поступенного движения
мелодии
вверх и вниз в пределах октавы.
Февраль

Воспринимать и различать три
ритмических
рисунка,
соответствующих ритму звучания,
трубы., дудочки, свирели.

«Музыкальное
эхо»
Е.Тиличеевой
«Веселые
дудочки»
дид.игра.

Март

Чисто интонировать малую терцию
вверх
и
вниз.
Самостоятельно
различать
в
музыке
усиление
динамики.
Упражнять детей в
тембров
звучания
колокольчика и дудочки.

Апрель

различении
пианино,

Упражнять в чистом интонировании
мелодии,
построенной
на
поступенном движении сверху вниз.
Добиваться точного попадания на до1
27

«Солнышковедрышко»
В.Карасевой
«Узнай
свой
инструмент» дид.
игра
«Василек» р.н.п.
«Громко- тихо»

Упражнять в различении громкого и
тихого звучания.

Май

Петь протяжно, в медленном темпе,
протягивать ударные слоги, чисто
интонировать большую секунду.
Развивать
звуковысотный
узнавать песенки по мелодии.

слух,

дид. игра

«Цветики»
Е.Тиличеевой
«Чудесный
мешочек»
дид. игра

28

год обучения
Развитие певческих навыков
Цель: Совершенствовать вокально - исполнительские навыки детей.
Пение песен в ансамбле и соло.
3

Месяц

Задачи:

Репертуар

Учить детей исполнять песню в
умеренном темпе. Упражнять в
чистом пропевании малой терции и
большой секунды. Брать дыхание
между фразами.

«Манная
Л.Абелян

каша»

«Песенка
мышат»

про

Сентябрь

Октябрь

Передавать веселый характер песни,
добиваться слаженного пения. Чисто
интонировать
мелодию
в
поступенном движении.

Л.Гусева
«
С.Соснина

Уточки»

«Пляска с куклами»
Ноябрь

Декабрь

Январь

Учить
начинать
петь
после
вступления, петь легким звуком,
чисто интонируя мелодию

Н.И.Нуждиной

Развивать
эмоциональную
отзывчивость
на
музыку
изобразительного
характера,
выполнять
звукоподражания,
правильно исполнять поступенный
ход мелодии.

«Песенка
про
хомячка» Л.Абелян

Передавать
веселый,
светлый
характер песни. Упражнять в чистом

«Букашка»

29

«Сороконожки»
Л.Гусева

«Шла
Лиса»
И.Пономарева

Февраль

Март

Апрель

Май

интонировании большой и малой
терции вниз и вверх.

П.Ермолаева

Воспринимать и передавать в пении
веселый. Шуточный характер песни.
Исполнять
легким
звуком
в
подвижном темпе, замедляя его на
последнем куплете. Петь умеренно
громко, но не форсируя звук.

«Как у
ворот»

Сохранять чистоту интонации в
пении,
правильно
передавая
ритмический рисунок. Петь с
сопровождением и без него.

«Пришла Весна»

Передавать
интонацией
доброе
отношение к любимому образу,
чисто интонировать малую секунду,
скачки квинты и сексты. Точно
воспроизводить
ритмический
рисунок.

«Тяв-тяв» В.Герчик

Петь естественным голосом в
заданном темпе, пропевать фразы и
окончания
без
обрывов.
Вырабатывать напевное звучание.

«Танец светлячков»

30

наших

р.н.м.

Н.Качаева

«Звонкие капельки»
Л.Гусева

М.Ю.Картушиной
«Пастушок» р.н.м.

у

10. Мониторинг освоения детьми программного материала.
Диагностика музыкальных способностей детей проводится два раза в
год (в начале года и в конце). Она помогает определить развитие ребенка, его
способности и соответственно корректировать содержание занятий. В теории
и практике музыкального воспитания
принята диагностика, основанная на выполнении трех основных
музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых
представлений и чувства ритма.

Основные
музыкальные
способности.
Ладовое
чувство

Высокий

Средний

Низкий

уровень

уровень

уровень

Яркое
эмоциональное
восприятие
музыки,
внимание во

Внешние
проявления
эмоциональности
при
прослушивании,

Отсутствие
внешних

Чистое
интонирование
мелодии

Недостаточно
чистое
интонирование

«Гудошник», не
правильный
подбор по слуху

проявлений

эмоциональности
при восприятии
время слушания недостаточное
предлагаемого
внимание
при
предлагаемого
музыкального
восприятии,
произведения,
произведения, не
нестабильность
просьба
узнавание
повторить
правильных
знакомых
музыкальное
ответов
в
мелодий,
определении
произведение,
устойчивых и не отсутствие
наличие
устойчивых звуков способности
любимых
при окончании на довести
произведений,
них
мелодии,
точное
мелодию
до
нестабильность
точки.
ощущение
правильного
устойчивости и
выполнения
неустойчивости
задания
довести
звуков
при мелодию до точки.
окончании на них
мелодии
Музыкальнослуховые
представлени

31

я

знакомой песни с

мелодии знакомой
песни с

незнакомой
мелодии.

Воспроизведение
в
хлопках
ритмического
рисунка
с
ошибками,
недостаточная

Неправильное

точность
соответствия
ритма движений
ритму
предлагаемого
музыкального
произведения

несоответствие
ритма

сопровождением
и без не него, сопровождением и
без него, неточная
точность
интонация
интонации
мелодии после
незнакомой
мелодии после её её
предварительного
предварительного
прослушивания,
прослушивания,
правильный
подбор с
подбор по слуху
ошибками
несложной
несложной
мелодии,
мелодии (попевки)
попевки.
по слуху.
Чувство
ритма

Чёткое
воспроизведение
в
хлопках
ритмического
рисунка
мелодии,
соответствие
ритма
движений ритму
предлагаемого
музыкального
произведения.

воспроизведение
ритмического
рисунка
мелодии,

движений ритму
музыкального
произведения.

В конце года, проверяя уровень развития голоса и слуха каждого
ребенка, педагог предлагает:
- спеть несколько знакомых песен (2-3) в сопровождении инструмента.
При этом отмечается качество пения, характер звучания, чистота вокальной
интонации;
- спеть несложную песню без сопровождения, чтобы выяснить, может ли
ребенок правильно петь без поддержки взрослого;
- спеть попевку в двух разных тональностях; проследить, умеет ли
ребенок "настроиться»;
32

- сочинить музыкальный "ответ" (педагог поет: "Как тебя зовут?"
Ребенок отвечает: "Свет-ла-на");
- определись направление движения мелодии на примере песни;
- определить исполненные поочередно высокие и низкие звуки (в
пределах квинты);
- ответить, - кто спел правильно;
- выяснить, какие песни из пройденного репертуара ребенок помнит и
может их петь с сопровождением и без
сопровождения инструмента;
- петь звукоподражания (поет маленькая и большая кукушка, мяукает
котенок и кошка);
- петь свой имена на 2-3 звуках, передавая разнообразные интонации;
- импровизировать мотив из 2-3 звуков на слоги "ля-ля", каждый
ребенок придумывает свой мотив. Дети
соревнуются, кто больше придумает попевок;
- играть на металлофонах самим придуманные сочетания интонаций и
ритмов и попытаться воспроизвести их в пении;
- сочинять мелодии, передавая различный характер в соответствии с
содержанием ("Веселая песенка», «Грустная песенка» и т.д.)

33

11. Ожидаемые результаты обучения
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам.
К концу обучения дети должны:
знать/понимать:
• строение артикуляционного аппарата;
• особенности и возможности певческого голоса;
• гигиену певческого голоса;
• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
уметь:
• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая
плеч;
• петь короткие фразы на одном дыхании;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
• петь легким звуком, без напряжения;
• принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.

34

12. Заключение.
Таким образом, певческая деятельность – это яркая, образная форма
углубленного представления об окружающей действительности. Пение
благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи,
углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.
В процессе пения активно развиваются основные музыкальные
способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух,
чувство ритма.
Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и
играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического
развития ребенка.
В методике обучения пению имеется целый ряд приемов,
систематическое использование которых способствует развитию певческих
навыков у детей старшего дошкольного возраста.
ВО время учебного процесса может меняться репертуар, в зависимости
от набранного коллектива и их умений. Акцент делается на выбор
современных эстрадных песен таких групп, как: Волшебники двора,
Барбарики и др.
Последовательность применения различных
обучения детей пению варьируется в зависимости:

приемов в процессе

– от задач и содержания отдельных занятий;
– от репертуара;
– от возрастных особенностей детей (общих и индивидуальных);
– от уровня музыкального и певческого развития детей.

35

13. ЛИТЕРАТУРА
1.
Бабаджан
Т.С.
«Музыкальное
дошкольников» М., «Просвещение» 1987 г.
2.
Бекина С.И.,
«Просвещение», 1986 г.

Орлова

Т.М,

воспитание

«Учите

детей

младших
петь»

М.,

3.
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей
дошкольного возраста» М., 1991 г.
4.
1985.

Дзержинская И.Л.«Музыкальное воспитание дошкольников» М.,

5.
Дубровская Е.А. «Ступеньки музыкального развития» М.,
«Просвещение». 2003 г.
6.

Емельянов В.В. «Фонопедический метод развития голоса».

7.

Железновы С. и К. «Азбука – потешка», М. 2000 г.

8.
Каплунова И., Новоскольцева И. «Этот удивительный ритм»
С.Петерб., «Композитор» 2005 г.
9.
Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. «наглядные
музыкальном воспитании дошкольников» М., 1986 г.

средства в

10.
Костина Э.П. Программа музыкального образования детей
раннего и дошкольного возраста «Камертон»., Линка-пресс, 2008
11.
Н.А.Метлов. Музыка - детям. Пособие для воспитателей и
музыкального руководителя детского сада. М., "Просвещение", 1985].
12.
Радынова О.П., Катинене А.И., Палиашвили М.Л. «Музыкальное
воспитание дошкольников» М.., 1994 г.
13.
Тарасова К.В. «Диагностика музыкальных способностей детей
дошкольного возраста» М., 2002год.
14.
Тарасова К.В. «Пение в детском саду» из опыта работы, журнал
«Музыкальный руководитель» №2 2004 г. Издательский дом «Воспитание
дошкольника».
15.

Теплов Б.М. «Избранные труды» М.., 1985 г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».